В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в
земной жизни Иисуса Христа (Лк. 2, 22- 40). В 40-й день поcле рождения Иисус
был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного
народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола,
в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока
мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и
очистительную жертву. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему
было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению
свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая
Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить
законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив
Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего,
Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты
уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего
Израиля” (Лк. 2, 29 — 32). Праздник Сретения Господня относится к древнейшим
праздникам христианской Церкви. Но, несмотря на раннее происхождение, этот
праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре
Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого
погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году
появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти
дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы
празднование Сретения Господня совершать торжественнее.
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа (Лк. 2, 22- 40). В 40-й день поcле рождения Иисус был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля” (Лк. 2, 29 — 32). Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.
Освящение свечей на праздник Сретения — древняя церковная традиция. Долгое время она пребывала в забвении, но в наше время эта традиция возрождается. От обычного освящения церковных свечей для употребления оно отличается также сильно, как великое освящение воды на праздник Крещения от малого водоосвящения, которое бывает на каждом молебне. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь в 17 веке. В православии чин освящения свечей совершается в память установленной Моисеем обязанности приносить в жертву Богу всякого первенца, а также как знак освящения и очищения мира истинным Светом Христова Евангелия. В молитвах на освящение свеч в Сретение возносится Богу просьба о том, чтобы, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и наши души, просвещенные Духом Святым, избегали греховной тьмы. Сретенская свеча напоминает православным о зажженном в каждом из них огоньке Благодати Божией, который надо сохранить на земном пути. Это помогает противостоять силам зла. Сретенская свеча важна как символ просвещенности сердца Духом Святым, а если этого нет, и свеча воспринимается просто, как обряд или традиция, то она лишается своего смысла и вырождается в языческий магизм. Сретенские свечи хранятся бережно весь год и возжигаются во время домашней молитвы. Церковная свеча — это прежде всего ваша жертва Богу. Жертва — это то, что человек отдает от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному. Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой—либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва. Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар). Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва. Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой—либо иконой или святыней — это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в «церковную кружку” на восстановление храма — это жертва. Жертва — это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Некоторые пытаются вступать с Богом в «коммерческие отношения”, например: «Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!”. Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца. Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного. Как правило, Сретенские Свечи зажигаются только в особых случаях: когда мы молимся при решении важных жизненых проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, прибретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека. Церковные свечи освящаются и посвящаются Богу, поэтому и сгореть должны только для Бога, поэтому нельзя церковные свечи относить бабкам, целителям и колдунам, это святотатство и кощунство по отношению к Святыне. Это приводит к абсолютно противоположному результату. Огарки, которые остаются у вас после домашнего возжжения свечей нельзя выкидывать, их необходимо принести в храм.
В храме в честь Минской Иконы Божьей Матери города Смолевичи (по ул. Советской, возле Беларусбанка) будут совершаться следующие богослужения:
14 февраля: в 9.30 Божественная литургия; в 10.40 — Вселенская родительская панихида; в 17.00 — Всенощное бдение накануне праздника Сретение; в 18.00 Освещение сретенских свечей.
15 февраля, в 9.30 Божественная литургия. Праздник Сретение Господне; в 11.00 — Освящение Сретенских свечей.
Сретенские свечи можно будет приобрести с вечера 14февраля и до 19.00 15 февраля в храме в честь Минской Иконы Божьей Матери города Смолевичи (по ул. Советской возле Беларусбанка).
Отец Никодим, настоятель в храме в честь Минской Иконы Божьей Матери.
Информацию читайте в номере 33 – 36 от 14.02.2015 г.