Требования актов законодательства в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов и их безопасности для жизни и здоровья человека, правил торговли, порядка приема наличных денежных средств и др. обязательны для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность.

Требования актов законодательства в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов и их безопасности для жизни и здоровья человека, правил торговли, порядка приема наличных денежных средств и др. обязательны для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность.

Однако результаты проведенных накануне Комитетом госконтроля в отдельных районах мониторингов потребительского рынка неутешительные – при общем положительном насыщении торговых объектов товарами, вопросы их качества, цены и организации продажи являются злободневными.

Как и прежде, объекты розничной торговли не выполняют требование законодательства в части обязанности продавца передать покупателю товар в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Значительное число субъектов хозяйствования игнорируют данное требование, взимая плату за упаковку таких товаров, как яйцо, плодоовощная продукция, сухофрукты, кондитерские изделия, заведомо расфасовывая их в платные пакеты. А вот узнает об этом покупатель только из «чека», так как на ценниках такая информация отсутствует. При этом в магазинах все же имелись бесплатные пакеты, но «нашлись» они только в ходе визита специалистов госконтроля.

По-прежнему являются актуальными факты реализации «просроченной» продукции. К примеру, в одном из магазинов Смолевичского райпо покупателям предлагалось  12 наименований продтоваров собственного производства с истекшим сроком годности. Более того, отсутствовала возможность идентификации еще 9 наименований кулинарной продукции собственного производства по причине не проставления времени ее приготовления в заборных листах, что не позволило определить, как давно эти продукты лежат на прилавке.

В другом магазине названного райпотребобщества при реализации мясных полуфабрикатов не соблюдалось законодательство о техническом нормировании и стандартизации (полученный в охлажденном состоянии фарш заморожен в магазине), санитарные нормы и правила (колоды для разруба мяса по окончании работы не были посыпаны солью), а реализуемые фрукты (апельсины, грейпфруты) утратили товарный вид.

Необходимо также акцентировать внимание покупателей на участившиеся случаи припрятывания товара и завышения цен.

К примеру, в магазине Копыльского райпо при наличии ценника на гречку производства Российской Федерации по 3,19 руб. за 800 гр. продавалась гречка белорусская производства ОАО «Гомельский комбинат хлебопродуктов», которая стоит 1,8 тыс. руб. за килограмм. При этом указанной на ценнике российской гречки в наличии не было. Налицо факт завышения цен. Более того, как выяснилось, реализуемая белорусская гречка поступила в данный объект торговли намного раньше импортной и, несмотря на более низкую цену (дешевле почти в два раза), почему-то продана не была. Ни одной пачки! А была ли она в продаже?   

Аналогично, в магазине Смолевичского райпо при наличии ценника на реализуемую в торговом зале морковь по 0,62 руб. на складе находилась аналогичная продукция по 0,45 руб., в чем также усматривается завышение цен либо сокрытие товара от покупателей.

По-прежнему имеют место случаи проведения рекламы алкогольных напитков и пива в целях стимулирования их реализации, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О рекламе» запрещается.

Так, в магазине «Евроопт» ООО «Евроторг» (г. Смолевичи) на стеллажах вместе с товаром, реализуемым через проводимые магазином рекламные акции, были размещены водка и пиво (условия акции к данным напиткам не применялись), из чего усматривается либо введение потребителей в заблуждение, либо проведение запрещенных рекламных акций.

Такое положение дел, по оценке Комитета госконтроля, является следствием отсутствия должного контроля за работой торговых объектов со стороны районных центров гигиены и эпидемиологии, должностных лиц райпо и субъектов хозяйствования, а также недобросовестного отношения непосредственно самих продавцов к исполнению служебных обязанностей.

По всем указанным фактам Комитет госконтроля примет самые жесткие меры по наказанию виновных. Контроль за состоянием потребительского рынка будет продолжен.

Вместе с тем, хотелось бы обратиться к покупателям: посещая торговые объекты, не оставайтесь равнодушными при выявлении нарушений законодательства, оставляйте соответствующие записи в книгах замечаний и предложений, а также сообщайте в территориальные органы управления торговлей. Только общими усилиями мы наведем должный порядок в данном вопросе.

Отдел контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета государственного контроля Минской области.

Информацию читайте в № 333-336 от 2.11.2016г.