Уважаемые избиратели!

Я, Стрельченок Валерий Иванович –– депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва по Жодинскому избирательному округу № 64 во исполнение статьи 26 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» представляю отчет о проделанной работе за 2020 год.

За отчетный период состоялось четыре сессии, на которых рассмотрено 148 вопросов.

Принятые законопроекты были направлены на улучшение законодательной базы страны. Имело место как совершенствование действующих законов, так и принятие новых.

В Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва сформировано 14 постоянных комиссий, важнейшим направлением деятельности которых является законотворческий процесс.

Я являюсь членом Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам, в работе которой принимаю активное участие.

В 2020 году комиссией проведено 21 заседание, из них три расширенных:

— 29 января и 11 марта – О проекте закона Республики Беларусь «О правах инвалидов и их социальной интеграции» (первое чтение);

— 24 марта – О проекте закона Республики Беларусь «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Республикой Молдова о социальном обеспечении».

Постоянной комиссией по труду и социальным вопросам подготовлены следующие законопроекты.

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам оплаты труда работников бюджетных организаций». Принят во втором чтении 19 ноября 2020 года.

Законопроект подготовлен в целях приведения некоторых законов в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

В целях унификации элементов заработной платы работников и применения единой терминологии проектом Закона уточняются отдельные положения законов Республики Беларусь, например:

 в законах «О воинской обязанности и воинской службе», «О статусе военнослужащих» и «Об альтернативной службе» устанавливается дополнительная гарантия для граждан, находящихся на военной и альтернативной службе, по включению периода такой службы в стаж работы в бюджетных организациях;

 в Законе «О свободных экономических зонах» исключаются полномочия Совета Министров по определению размеров оплаты труда в отношении работников администрации СЭЗ.

Проект Закона Республики Беларусь «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Республикой Молдова о социальном обеспечении». Принят 2 апреля 2020 года.

Данным законопроектом ратифицирован Договор между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о социальном обеспечении в целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь и Республики Молдова, проживающих на территориях указанных государств.

Договор регламентирует порядок формирования пенсионных прав, т.е. уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование и порядок реализации сформированных пенсионных прав, т.е. назначения и выплаты трудовых пенсий.

Кроме вопросов пенсионного обеспечения предметом правового регулирования Договора являются отношения, связанные с уплатой взносов на государственное социальное страхование. Согласно Договору уплата взносов будет производиться по общим правилам, действующим в государстве, в котором граждане трудятся.

Также к сфере применения Договора относятся вопросы:

уплаты страховых взносов;

назначения страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

По Договору государство каждой стороны назначает (исчисляет) и выплачивает трудовую пенсию только на основании стажа работы (страхового стажа), накопленного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.

Реализация положений Договора обеспечит порядок выплат пенсий гражданам Республики Беларусь и Республики Молдова, проживающим на территориях указанных государств, а также будет способствовать развитию международного сотрудничества Республики Беларусь в социальной сфере.

Декрет Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2020 г.  №1 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь»

 Декрет направлен на приведение в соответствие с Трудовым кодексом декретов Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и от 5 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», а также совершенствование работы по подбору и расстановке руководящих кадров и работников организаций. Изменения также направлены на обеспечение соблюдения действующего запрета занятий руководящих должностей лицами, уволенными по дискредитирующим обстоятельствам.

Проект Закона Республики Беларусь «О правах инвалидов и их социальной интеграции». Принят в первом чтении 4 июня 2020 года.

Проект Закона подготовлен в целях реализации Конвенции о правах инвалидов и содержит ряд нововведений, которые смогут приблизить национальное законодательство к высокому стандарту реализации прав людей с инвалидностью, установленному Конвенцией.

В частности, появились новые статьи, которые регламентируют:

права инвалидов;

недопустимость дискриминации по признаку инвалидности;

гарантии прав инвалидов в условиях чрезвычайных ситуаций;

средства общения;

просветительно-воспитательную работу;

создание и функционирование автоматизированной информационной системы социальной поддержки и реабилитации инвалидов;

создание центров реабилитации, абилитации инвалидов.

Усовершенствованы и дополнены статьи, регулирующие использование жестового языка и обеспечение его перевода, координационного механизма деятельности государственных органов по вопросам, касающимся прав инвалидов, установления инвалидности, реабилитации и абилитации инвалидов, образования и трудоустройства инвалидов, обеспечения доступности среды жизнедеятельности и информации.

Предусмотрены формирование и порядок функционирования автоматизированной информационной системы социальной поддержки и реабилитации инвалидов. Положения направлены на автоматизацию, комплексный анализ и информатизацию деятельности государственных органов при работе с инвалидами.

Необходимо отметить важные новации в вопросах установления инвалидности. В частности, расширен круг специалистов, участвующих в заседаниях медико-реабилитационных экспертных комиссий. Увеличены сроки установления инвалидности. Предусматривается, что инвалидность I группы будет устанавливаться сроком на три года, II и III групп — на два года.

Проект Закона содержит главу, посвященную вопросам образования инвалидов, в которой впервые появляется понятие инклюзивного образования.

Новацией в части реализации инвалидами права на труд для национального законодательства является установление квоты для приема на работу инвалидов. Введение механизма квотирования направлено на мотивацию нанимателей из числа крупных и средних организаций к приему на работу инвалидов.

Вопросы по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, жилых помещений, а также информации объединены в отдельной главе.

На законодательном уровне закрепляется обязательство по выделению на всех автомобильных парковках мест для стоянки транспортных средств инвалидов, а также предусматривается право бесплатного пользования инвалидами автомобильными парковками.

Проектом Закона широко представлены способы реализации права инвалидов на получение общедоступной информации независимо от имеющихся у них ограничений.

Проект Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств –– членов Евразийского экономического союза», внесенный Советом Министров Республики Беларусь. Принят 4 июня 2020 года

Основной целью Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств –– членов Евразийского экономического союза является обеспечение возможности формирования трудящимися пенсионных прав на едином рынке труда, созданном в рамках Евразийского экономического союза, и их последующей реализации.

По Соглашению формирование пенсионных прав будет осуществляться трудящимися в период работы на равных условиях с гражданами государства трудоустройства.

Каждое государство –– участник Соглашения будет назначать и исчислять размер пенсии за стаж, сформированный на его территории после вступления Соглашения в силу. Соглашением также предусматривается норма о суммировании стажа на территории других государств –– членов Союза в случае, если стажа, приобретенного на территории одного государства, недостаточно для определения права на пенсию.

Положения Соглашения распространяются на самих трудящихся и членов их семей и применяются в Беларуси в отношении трудовых пенсий (по возрасту, за выслугу лет, кроме пенсий военнослужащих, приравненных к ним лиц, членов их семей и государственных служащих), по инвалидности, по случаю потери кормильца. Назначенная пенсия может выплачиваться по выбору получателя — на территории его проживания или государства –– члена, назначившего пенсию.

За стаж до вступления в силу Соглашения пенсия будет назначаться и выплачиваться в соответствии с законодательством государства –– члена Союза с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств –– участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации — также с учетом Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам пенсионного обеспечения и государственного социального страхования». Принят во втором чтении 28 октября 2020 года.

Данный законопроект объединил в себе три проекта закона: «Об изменении законов» (по пенсионным вопросам) (принят в первом чтении 25 июня 2020 г.); «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (принят в первом чтении 4 июня 2020 г.); «Об изменении Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (внесен Советом Министров Республики Беларусь 13 августа 2020 года).

В статье 1 проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам пенсионного обеспечения и государственного социального страхования» предусматривается приведение норм Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон) в соответствие с указами Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 15«Об изменении указов Президента Республики Беларусь» от 18 мая 2020 г. № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан». В частности, предлагается:

корректировка части первой статьи 5 Закона с учетом снижения длительности стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее — страховой стаж) для назначения трудовой пенсии: матерям четверых детей;  гражданам с длительной (не менее 10 лет) инвалидностью I и (или) II группы; гражданам с неполным страховым стажем (более 10 лет, но менее требуемого для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях);

закрепить в статье 8 Закона норму  о возмещении  за счет средств республиканского бюджета расходов на выплату пенсий по возрасту при неполном страховом стаже в размере социальной пенсии;

скорректировать статью 22 Закона с учетом  снижения требований к общему стажу работы для назначения трудовой пенсии по возрасту инвалидам с детства I и II группы;

дополнить статью 221 Закона категориями граждан, которым снижены требования по страховому стажу для назначения трудовой пенсии по возрасту (матери четверых детей; лица, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 10 лет);

скорректировать статью 51 Закона в части увеличения длительности периодов ухода за детьми в возрасте до трех лет, включаемых в общий стаж работы и учитываемых при исчислении пенсии, с 9 до 12 лет;

распространить нормы статьи 66 о перерасчете пенсии с учетом стажа работы после ее назначения (при условии неполучения пенсии за этот период) на пенсию по возрасту при неполном страховом стаже;

закрепить в статье 73 Закона положения об увеличении размера социальной пенсии матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степени утраты здоровья, признанных инвалидами с детства I группы, осуществлявшим уход за этими детьми не менее 20 лет.

 Начиная с 1 января 2020 года работникам, имеющим право на досрочную профессиональную пенсию и отработавшим до 1 января

2009 года не менее половины требуемого льготного стажа, предоставить право на назначение досрочной льготной пенсии по Закону «О пенсионном обеспечении» взамен досрочной пенсии по Закону «О профессиональном пенсионном страховании».

 Статьей 2 проекта Закона вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (далее –– Закон о персонифицированном учете). В частности, предусматривается:

изложение в новой редакции терминов «застрахованное лицо», «индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования» и уточнение термина «страховой стаж»;

дополнение в качестве плательщика взносов на государственное социальное страхование организацией, в которой обеспечивался денежным довольствием военнослужащий срочной военной службы;

дополнение обязанностями плательщика страховых взносов представлять достоверные сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета.

Также предусматривается корректировка статьи 9 Закона о персонифицированном учете, регулирующей права и обязанности застрахованных лиц. Так, в части прав застрахованного лица предлагается:

исключить требование к органам, осуществляющим персонифицированный учет, уточнения и (или) дополнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете;

дополнить правом застрахованного лица при условии отказа плательщика страховых взносов в уточнении и (или) дополнении сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, обращаться в орган, осуществляющий персонифицированный учет, и (или) с заявлением в суд.

Проект Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Принят в первом чтении 16 декабря 2020 года.

Законопроект предусматривает комплексное урегулирование вопросов уплаты взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, на консолидацию и систематизацию законодательства в этой области.

В этой связи в законопроекте:

сформирован единый понятийный аппарат для плательщиков взносов в бюджет фонда;

определен круг плательщиков обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование;

включены понятия объекта для начисления, как обязательных страховых взносов, так и взносов на профессиональное пенсионное страхование;

с аккумулированы размеры обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование;

отражены сроки уплаты всех видов платежей в бюджет фонда;

урегулирован порядок взыскания взносов.

Проектом Закона определен порядок восстановления нарушенных пенсионных прав физических лиц, на основании вступившего в законную силу постановления (определения) органа, ведущего уголовный процесс, а также новый порядок расчета пени за несвоевременную уплату взносов за периоды нахождения плательщиков в процессе ликвидации с учетом ее отмены.

Предлагается использовать автоматизированную информационную систему исполнения денежных обязательств при перечислении плательщиками и взыскании органами фонда обязательных платежей в бюджет фонда.

Предоставлено право приостановления расходных операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков за необеспечение выплаты пособий из средств государственного социального страхования.

Законопроектом предлагается предоставить территориальным органам Фонда и комитетам по труду, занятости и социальной защите право восстанавливать пропущенные сроки обращения за государственными пособиями, как за единовременными (по беременности и родам; женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; в связи с рождением ребенка; по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком), так и ежемесячными (по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет; на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей; на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного ВИЧ; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет). Восстановлению будут подлежать пропущенные по уважительным причинам сроки обращения за пособиями (сейчас — 6-месячный срок обращения за государственными пособиями, предлагается — не более 3 лет).

 Проектом Закона предлагается закрепить норму о взыскании в бесспорном порядке излишне выплаченных сумм пенсий и пособий со счетов и (или) вкладов (депозитов) в банке, электронных кошельков физических лиц, выехавших за границу, а также прибывших в Республику Беларусь.

Закреплена категория плательщиков – самозанятые граждане.

Вводится новая категория плательщиков – организации, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы.

 В проекте Закона к работающим гражданам отнесены осужденные к лишению свободы или находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях физические лица, которые выполняют оплачиваемые работы с установлением размера по уплате обязательных страховых взносов — 29 процентов.

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов» (по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы). Принят в первом чтении 16 декабря 2020 года.

Проект Закона Республики Беларусь разработан в целях:

перехода на единый социальный норматив (критерий) при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, осуществлении мер социальной защиты населения;

установления нового механизма определения размера минимальной заработной платы.

Законопроектом предлагается отменить минимальный потребительский бюджет и в 2021 году, перейти на единый социальный норматив — бюджет прожиточного минимума.

Расширяются направления использования бюджета прожиточного минимума. Предлагается законодательно закрепить его применение при определении размеров алиментов и других выплат, не связанных с минимальными государственными социально-трудовыми гарантиями.

Предлагается оптимизировать перечень социально-демографических групп населения для расчета бюджета прожиточного минимума исключив из него группу «студенты».

Предлагается сократить сроки пересмотра состава и структуры бюджета прожиточного минимума с пяти лет до трех.

Изменение подходов к установлению минимальной заработной платы в связи с отменой минимального потребительского бюджета.

Проектом Закона предлагается устанавливать размер месячной
минимальной заработной платы с 1 января не ниже 30 процентов прогнозного значения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике. Это позволит закрепить гарантированный минимальный уровень, ниже которого не может быть установлен размер месячной минимальной заработной платы.

В рамках работы четвертой сессии была одобрена и принята  Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 года. В заключении работы сессии принят пакет бюджетных документов страны на 2021 год.

Традиционно основной поток финансирования предусматривается направить в такие отрасли как образование, здравоохранение, социальная защита.

Предусмотренные проектом Бюджета финансовые ресурсы позволят не допустить снижения государственных минимальных социальных стандартов и профинансировать социальную сферу в приоритетном порядке.

Следует отметить, что 10 февраля 2020 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве».

Указом устанавливается, что с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т. е. пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г.

В межсессионный период началась активная проработка и подготовка законопроектов к весенней сессии. Особое внимание при этом будет уделено проектам законов «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании», «О государственной службе», законопроектам профильной комиссии.

При разработке проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы я входил в состав рабочей группы «Занятость и доходы». Были проработаны такие вопросы как развитие демографического потенциала и укрепление института семьи; содействие производительной занятости, развитие ее новых форм; достойные доходы как основа социального благополучия; социальная защита населения: направления развития и новые акценты. Заседания рабочей группы проходили в режиме видеоконференцсвязи.

В феврале 2020 года принял участие в работе расширенного заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. На заседании были подведены итоги работы системы Министерства труда и социальной защиты за 2019 год и выработаны основные направления и задачи работы на 2020 год.

В Национальном собрании Республики Беларусь седьмого созыва сформированы рабочие группы по сотрудничеству с парламентами  иностранных государств, Межпарламентская комиссия по сотрудничеству Национального собрания Республики Беларусь и Национального Собрания Республики Армения, а также постоянно действующие делегации в межпарламентских организациях. Я вхожу в состав рабочих групп Национального собрания Республики Беларусь по сотрудничеству с Парламентами Государства Бруней-Даруссалам,
Королевства Камбоджа,  Кыргызской  Республики,  Румынии,                  Швейцарской Конфедерации, в состав Делегации Национального собрания Республики Беларусь по осуществлению контактов с Межпарламентской Ассамблеей Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Одним из важных направлений моей деятельности является работа в округе. В г. Жодино и Смолевичском районе регулярно проводятся приемы граждан, прямые телефонные линии, встречи с представителями местных органов исполнительной власти и депутатами местных Советов депутатов. Данная работа позволяет выявить проблемы и понять в каком направлении необходимо двигаться дальше по совершенствованию законодательства.

В течение 2020 года было организовано личных приемов граждан – 16; принято граждан – 53; рассмотрено обращений (письменных, электронных, устных) – более 100; проведено встреч в трудовых коллективах (иных встреч) – 30; проведено прямых телефонных линий – 5; принято участий в заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов – 2; принято участий в сессиях местных Советов депутатов – 7.

В ходе общения с гражданами поступают самые различные вопросы. Большинство проблем касаются сферы жилищно-коммунального хозяйства, состояния и ремонта дорог, дворовых территорий, благоустройства населенных пунктов, работы общественного транспортного, земельных отношений и др. Некоторые обращения были рассмотрены с выездом на место.

Избирателями, трудовыми коллективами также вносятся предложения по изменению действующего законодательства. Предложения и инициативы высказывались в ходе приемов граждан, проведения прямых телефонных линий, при работе в общественной приемной, обсуждались на диалоговых площадках. Я принял участие в пяти диалоговых площадках, проходивших в Жодино, Смолевичах, Борисове. Все предложения были систематизированы и направлены в профильные комиссии Палаты представителей для дальнейшей проработки и возможного применения.

В качестве примера можно привести обращение главного врача УЗ «Жодинская ЦГБ» по внесению изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании касательно  целевой подготовки специалистов. В результате новым проектом Кодекса Республики Беларусь об образовании предложение учтено.

Также, при совместной проработке со службами города Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, были внесены изменения в статью 22.8. «Самовольное строительство» (ранее статья 21.12.), в соответствии с которыми минимальный размер взыскания для юридических лиц установлен в размере 20 базовых величин, а для  физических лиц снижен до 5 базовых величин. Новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях вводится в действие с 1 марта 2021 года.

Наиболее проблемные вопросы округа в январе 2020 года были представлены мною председателю Минского областного исполнительного комитета Турчину А.Г. Среди них строительство станции водоочистки в аг. Барсуки, которая была введена в эксплуатацию в третьем квартале минувшего года.

С октября 2020 года наряду с профсоюзными организациями осуществляю мониторинг цен в округе на социально значимые товары в сопоставлении с аналогичным периодом предыдущего года и за прошедший месяц для информирования Министерства антимонопольного регулирования и торговли с целью принятия мер по их регулированию.

Участвовал в сессиях Жодинского городского Совета депутатов, на которых выступал с докладами о работе в Парламенте, о работе в округе, о предложениях по внесению изменений в Конституцию, а также в сессиях Минского областного Совета депутатов и заседаниях Совета Жодинского городского объединения профсоюзов.

В связи с распространением короновирусной инфекции COVID-19 осуществлял мониторинг соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, проживающих в домах-интернатах, проводил работу по изучению текущей ситуации, выявлению имеющихся потребностей и проблем данных учреждений с целью их оперативного разрешения.

Большое внимание было уделено городским, областным и республиканским общественным и благотворительным мероприятиям. Например, принимал участие в республиканской благотворительной акции «Наши дети», в рамках которой депутаты Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам подарили Ивенецкому дому-интернату для детей-инвалидов с особенностями физического развития телевизор и микроволновую печь, приобретенные за счет собственных средств; в составе Минского областного комитета Коммунистической партии Беларуси поддержал инициативу по сбору помощи для медиков, в результате которой терапевтическому отделению Минской областной клинической больницы были переданы хирургические халаты, изготовленные по специальному заказу.

Уважаемые избиратели!

Выражаю Вам благодарность за доверие и поддержку, активную гражданскую позицию и конструктивные предложения по развитию нашего округа и совершенствованию законодательства.

Также выражаю благодарность и признательность местным органам управления и самоуправления за сотрудничество и взаимодействие в разрешении проблем избирателей.

С уважением,

В.И.Стрельченок, член Постоянной

комиссии Палаты представителей по труду

и социальным вопросам, депутат по

Жодинскому избирательному округу №64.