ИНФОРМАЦИЯ В СМИ О проделанной работе
прокуратурой Минской области по борьбе с коррупцией за
2015
В 2015 году правоохранительными органами на территории
Минской области выявлено 82 лица, совершивших 158 коррупционных преступлений
(155 – в 2014 году), в том числе: 76 по ст.210 (43), 23 по ст.424 (13), 39 по
ст.430 (67), 11 по ст.426 (8), 5 по ст.431 (20), 2 по ст.425 (1), по 1 по
ст.ст.432 (2), 455 (1) УК Республики Беларусь.
ИНФОРМАЦИЯ В СМИ О проделанной работе прокуратурой Минской области по борьбе с коррупцией за 2015
В 2015 году правоохранительными органами на территории Минской области выявлено 82 лица, совершивших 158 коррупционных преступлений (155 – в 2014 году), в том числе: 76 по ст.210 (43), 23 по ст.424 (13), 39 по ст.430 (67), 11 по ст.426 (8), 5 по ст.431 (20), 2 по ст.425 (1), по 1 по ст.ст.432 (2), 455 (1) УК Республики Беларусь.
Таким образом, в 2015 году несколько увеличилось количество выявленных коррупционных преступлений (102% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года).
Вместе с тем, необходимо отметить, что на данном направлении достигнут качественный рост, поскольку в 2015 году к уголовной ответственности привлечено 82 лица, что на 34% больше, чем в 2014 году (61 лицо).
Коррупционные преступления в 2015 году чаще всего выявлялись в сельском хозяйстве, строительстве, сфере государственного управления, промышленности, здравоохранении.
В 2015 году органами прокуратуры Минской области проведено 162 проверки соблюдения антикоррупционного законодательства (116 – в 2014 году). По результатам проверок внесено 128 представлений, вынесено 63 предписаний, принесено 17 протестов, 144 лица официально предупреждены о недопустимости нарушения закона, отменено 16 незаконных актов.
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 211 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, при этом 3 освобождены от занимаемых должностей, к административной ответственности привлечено 66 граждан, к материальной ответственности – 27 лиц на общую сумму 154373 000 рублей.
В 2015 году результативность работы органов прокуратуры Минской области по осуществлению надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства в целом выросла по сравнению с 2014 годом.
В 2015 году всего проведено на 39% больше проверок, внесено на 14% больше представлений. Более чем в 2 раза увеличилось количество вынесенных предписаний, практически в 6 раз увеличилось количество принесенных протестов, возросло на 42% количество привлеченных к дисциплинарной отвественности лиц, количество лиц, официально предупрежденных о недопустимости повторного нарушения антикорруцпионного законодательства увеличилось на 40%, количество лиц, привлеченных к административной отвественности увеличилось на 50%.
Прокуратурой Минской области, горрайпрокурорами предпринимаются активные меры по возмещению вреда причиненного нарушениями антикоррупционного законодательства и в порядке гражданского судопроизводства.
В 2015 году предъявлено 11 исков на общую сумму 538850 000 рублей.
По результатам прокурорских проверок возбуждено 11 уголовных дел о коррупционных преступлениях.
Так, прокурором Минской области возбуждено 2 уголовных дела в отношении должностных лиц птицефабрики по ч.2 ст.424 УК РБ по фактам привлечения ими работников общества для осуществления безвозмездно, в рабочее время без соответствующего оформления и оплаты, строительно – монтажных работ на принадлежащих указанным должностным лицам индивидуальных домовладений, а также по фактам использования последними техники общества.
В 2015 году прокуратурой Минской области, горрайпрокурорами выявлено 32 факта совершения коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.
Наиболее распространены случаи оказания государственными должностными лицами при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении.
Указанные правонарушения составляют 31% от общего количества выявленных и часто совершаются при проведении государственными органами, организациями, учреждениями и иными предприятиями конкурентных закупок товаров (работ, услуг).
Так, прокуратурой Несвижского района выявлен факт заключения руководителем государственного учреждения без проведения необходимых и подлежащих проведению процедур закупок договоров на поставку и установку изделий из ПВХ на общую сумму более 1 млрд. рублей.
При этом, ни одна из подлежащих проведению процедур закупок до заключения соответствующих договоров, не проводилась, а решение о заключении указанных договоров в нарушение действующего законодательства было принято лично руководителем учреждения.
По указанным нарушениям антикоррупционного законодательства в адрес председателя Несвижского райисполкома внесено представление, 2 лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Наиболее грубыми и распространенными нарушениями антикоррупционного законодательства по-прежнему являются нарушения в деятельности комиссий по противодействию коррупции государственных органов, учреждений и организаций, нарушения порядка декларирования доходов и имущества, нарушения, связанные с соблюдением установленных законодательством ограничений государственными должностными и приравненными к ним лицами.
Основным недостатком деятельности комиссий по противодействию коррупции является формальный подход к осуществлению возложенных на комиссии задач (заслушивание отчетов, утверждение планов работ) без проведения какого-либо анализа, принятия конкретных и действенных решений, контроля за их выполнением.
Неоднократно в 2015 году выявлялись нарушения антикоррупционного законодательства в части соблюдения государственными должностными лицами данных ими обязательств, а также поддержания указанных обязательств в актуальном с точки зрения действующего законодательства состоянии.
Так, прокуратурой Борисовского района выявлен факт нарушения руководителем отдела государственной организации требований ч.1 ст.17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» в части запрета на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики).
Установлено, что работая по трудовому контракту и являясь государственным должностным лицом, он на возмездной основе исполнял трудовые обязанности в частном учреждении, выполняя при этом работу не связанную с преподавательской, научной, культурной, творческой деятельностью и медицинской практикой.
Прокурором Борисовского района указанному должностному лицу объявлено официальное предупреждение, в котором поставлен вопрос о прекращении нарушений требований ст.17 Закона.
Распространенным нарушением также является указание лицами в декларациях о доходах и имуществе недостоверной и неполной информации, несвоевременное реагирование должностными лицами государственных органов и организаций на выявляемые нарушения порядка декларирования.
Заместитель прокурора Минской области старший советник юстиции Александр Белицкий.