Профессиональное самоопределение – важный и трудный этап жизненного пути каждого человека, который заключается в процессе поиска и приобретения профессии. Задача школы состоит в том, чтобы создать соответствующие условия и микроклимат, способствующие осознанному выбору профессионального пути, когда не только можно развивать творческий потенциал, но и расти духовно.
Значительную роль в процессе самоопределения играет допрофильная и профильная подготовка учащихся. Успешно завершив работу над проектом «Внедрение системы профориентационной работы в урочную и внеурочную деятельность младших школьников», коллектив государственного учреждения «Средняя школа №3 города Смолевичи» с энтузиазмом приступил к реализации экспериментального проекта «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования».
– Наша школа гордится тем, что ежегодно ее выпускники поступают в ВУЗы и СУЗы страны на педагогические специальности, – говорит директор учебного заведения Лидия Ивановна Ядренцева. – С целью качественной подготовки будущих абитуриентов на педагогические специальности на ІІІ ступень общего среднего образования в школе сформирована педагогическая группа. Так, в рамках дня самоуправления, посвященного профессиональному празднику педагогов – Дню учителя, ребята экспериментальной и педагогической группы совершили свои первые педагогические пробы. Ведь педагогические пробы – это одна из форм работы, направленная на выбор учениками профессии педагогического профиля.
Мастерство проведения уроков ребята постигали не только на примере своих учителей, но и учителей-ветеранов, которые пришли в этот день в школу, чтобы передать свое мастерство. Педагогическими наработками со своими будущими коллегами делились бывший директор школы Вера Власовна Литвинович, Регина Борисовна Сахончик, которая в свое время преподавала в школе английский язык, учитель русского языка и литературы Полина Сергеевна Хлюпнева, учитель химии и биологии Любовь Тарасовна Прошина, учитель белорусского языка и литературы Леонид Лукьянович Макавчик, который также занимал должность заместителя директора школы по учебной работе. Присутствовали на встрече и учитель физической культуры и здоровья Евгений Васильевич Литвинович, чей ученик Станислав Сергеевич Цыбульский пошел по его стопам и в настоящее время работает в ГУО «Средняя школа №3 города Смолевичи» учителем физической культуры и здоровья. А также учитель белорусского языка и литературы Валентина Григорьевна Асташонок. Ее ученица Чистая Анна Евгеньевна работает в ГУО «Средняя школа №3 города Смолевичи» учителем белорусского языка и литературы, методистом в отделе образования, спорта и туризма Смолевичского райисполкома.
За круглым столом наставники разных поколений обменялись взглядами на нынешнюю систему образования, поделились опытом, нашли конструктивные пути решения проблемных ситуаций. Подрастающие педагоги с волнением и нетерпением шли на свои первые уроки. Свои первые шаги в освоении педагогической деятельности делали учащиеся, выполнявшие роль учителей-дублеров. Из числа педагогической группы десятого класса, – это Данила Бачило (учитель истории), Злата Кашель (учитель биологии), Иоланта Матейкович (учитель начальных классов), Яна Матусевич (учитель начальных классов, белорусского языка), Алина Мурашко (учитель начальных классов), Дарья Мурашко (учитель математики), Артур Романенко (учитель английского языка), Анна Сорока (учитель химии), Дарья Сурага (учитель русского языка), Артем Филиппович (директор, учитель английского языка). Из числа группы 9 класса в рамках экспериментального проекта «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»: Ульяна Мальцева (учитель физической культуры и здоровья), а также Анастасия Красинская, Валентина Зыль, Елизавета Кладова, Татьяна Матюшенко, Дарья Титок, Александра Боровик, Варвара Валенто, которые выступали в роли учителей-дублеров начальных классов.
Заместитель директора по учебной работе Татьяна Васильевна Жукова подвела итоги эксперимента:
– Первые педагогические пробы учащихся нельзя назвать неудачными: положительные впечатления остались как у педагогов-наставников, так и у учителей-дублеров. Пусть не совсем отработанные, но явные педагогические навыки ребята смогли проявить в ходе работы со школьниками разного возраста, что может свидетельствовать о положительном результате подготовки будущих профессионалов. Мы не делали упор на какой-то конкретный предмет, ведь педагогика – это знание и умение использовать различные формы и методы передачи любой информации.
Планируется, что педагогические пробы учащихся будут проходить регулярно. Они помогут при формировании педагогической направленности и выявления педагогических способностей у учащихся или, напротив, педагогической профнепригодности, становления профессионального интереса, воспитания профессионально важных качеств.
Наталья ТЫШКОВСКАЯ.
На снимках: ученики школы делают свои первые шаги в освоении педагогической деятельности.
Фото автора.