Портрет выпускника ГУО «Средняя школа № 3 города Смолевичи» Александра Ильича Хмельницкого, наряду с
фотографиями других известных людей нашего края, украшает школьную выставку
«Гордость Смолевиччины». Сегодня Александр Ильич является доцентом, кандидатом физико-математических
наук, считается одним из лучших
педагогов Белорусского государственного университета. Освоив широкий спектр дисциплин, теперь
главное внимание он уделяет преподаваемым
предметам: «физика растворов», «введение в биофизику»,
«нанобиотехнологии», «биопреобразователи и нанобиоматериалы». Среди его научных
интересов – cпектроскопия биомолекул и
мембранная физика.
Портрет выпускника ГУО «Средняя школа № 3 города Смолевичи» Александра Ильича Хмельницкого, наряду с фотографиями других известных людей нашего края, украшает школьную выставку «Гордость Смолевиччины». Сегодня Александр Ильич является доцентом, кандидатом физико-математических наук, считается одним из лучших педагогов Белорусского государственного университета. Освоив широкий спектр дисциплин, теперь главное внимание он уделяет преподаваемым предметам: «физика растворов», «введение в биофизику», «нанобиотехнологии», «биопреобразователи и нанобиоматериалы». Среди его научных интересов – cпектроскопия биомолекул и мембранная физика.
В школу он приехал, чтобы выступить перед старшеклассниками. Вместе с ним на встречу пришел член Смолевичской районной организации Компартии Беларуси Александр Викентьевич Кошель.
Директор школы Лидия Ивановна Ядренцева перед выступлением гостей обратилась к ученикам:
– Ребята, встречи с заслуженными людьми очень полезны и нужны, особенно сейчас, когда вы стоите на пороге следующего этапа вашей жизни – выбора будущей профессии. Возможно, что-то, сказанное нашими гостями, подарит вам уверенности в завтрашнем дне. Ведь, если к чему-то стремиться, то можно многого достичь. И вот вам пример. Наши сегодняшние гости, как и мы с вами, учились в обыкновенной школе, беспрестанно трудились над собой и достигли определенных вершин.
Александр Ильич Хмельницкий начал свое выступление с воспоминаний школьных лет. Родился он 10 июня 1954 года в Смолевичах. В 1961 году поступил в Орджоникидзевскую школу (теперь это средняя школа № 3), закончил десятилетку с золотой медалью.
– Ребята, сегодня вы стоите на «раздорожье», когда нужно сделать выбор, который определит ваше дальнейшее будущее, – начал разговор Александр Ильич. – Одним из условий успешного будущего является работа. У себя на физическом факультете мы говорим так: «Надо пахать!» Поднялся ты на определенную ступеньку, значит, работал. А иначе и этого бы не достиг. Главное, чтобы вы нашли себя, свое место в жизни, в обществе, состоялись как специалисты. Школа всем нам дает тот фундамент, на основе которого вы будете дальше развиваться. Низкий поклон тем, кто прилагает усилия, чтобы помочь найти себя в этой жизни, иногда в ущерб своим желаниям и интересам.
Будучи человеком высокой культуры и глубокой эрудиции, обладая огромнейшим багажом профессиональных знаний, Александр Ильич является «педагогом от Бога». Он не только читает студентам лекции, но и много времени и сил затрачивает на обучение молодых преподавателей, делясь опытом педагогической и научной работы.
Школьникам было интересно узнать, кто из педагогов школы ему больше всего запомнился, чьи советы в жизни пригодились?
– Я не могу сказать, что чьи-то советы мне не пригодились, – ответил на вопрос Александр Ильич. – Я учился, когда директором школы был Борис Минович Щепко. Капитолина Петровна Горбина преподавала физику, Нина Кузьминична Максименко – математику, Диана Алексеевна Желудкова, которой, к сожалению, уже нет среди нас, – русский язык и литературу, Александр Степанович Шеремет – географию. Все учителя хотели для нас всего самого лучшего. Поэтому мне трудно кого-то выделить. Спасибо всем моим учителям, начиная от первой учительницы и заканчивая всеми теми, кто помогал в дальнейшем самоопределении и становлении. Мне повезло, как правило, в жизни встречались хорошие люди, которые помогали, способствовали, поддерживали.
– А почему вы решили заниматься физикой? – еще один вопрос из аудитории.
– Меня всегда прельщала позиция, когда надо найти причину происходящего. Не просто ответить на вопрос, что это такое, а почему? Мне казалось, что в основе всего лежит вопрос: «Почему это устроено и происходит именно так?». Будучи школьником, я смотрел на небо и думал, а что там за звездами. И в бытовых проблемах задавался постоянными вопросами, которые достаточно трудно объяснить, если ты не понимаешь, про что идет речь. Плюс у меня еще научный склад ума. Я всегда любил физику, математику, географию, но и, конечно, занятия физкультурой. Спорт – это вообще отдельный разговор. Помню, отсидим уроки и бегом домой делать домашнее задание, а дальше – в спортзал. С одноклассниками мы всегда занимали активную позицию, защищали честь школы, гордились тем, что учимся именно здесь. Мы всегда участвовали в соревнованиях по всем видам спорта, турслетах наравне с учениками средних школ. Наша школа в районе занимала первое место по волейболу. Сегодня, когда студенты поступают на физический факультет, мы им всегда говорим: «Ребята, запомните только одно, вы сейчас являетесь лицом физического факультета. И если вы что-то делаете не так, это отражается на имидже факультета. Сколько живу, столько горжусь тем, что закончил среднюю школу № 3. Всегда помните о том, что корни ведь остаются и, как бы там ни было, воспоминания о школьных годах нет-нет и приходят.
Александр Ильич в подарок школе преподнес энциклопедию техники, также привез раздаточный материал – информацию о физфаке для поступающих, учебное пособие для студентов. Таким образом, данная встреча стала своеобразным звеном в профориентационной работе.
– Я не хочу умолять значимость других предметов, – говорит Александр Ильич. – Но я, безусловно, являюсь сторонником естественных наук, несмотря на то, что отец у меня был преподавателем белорусского языка и литературы и жена сегодня преподает этот же предмет. Обучение на физическом факультете – достаточно универсальное образование, получив которое, можно найти себя в различных сферах, а главное, там научишься понимать, как надо решать задачи.
На встрече также присутствовала учитель географии Ольга Васильевна Курочкина, которая училась вместе с Александром Ильичем Хмельницким. Во время встречи они вспомнили еще одного своего одноклассника – ученого Петра Александровича Михейчика, который работал ведущим инженером лаборатории инструментальных методов экспедиционных исследований Всероссийского научно-исследовательского института Рыбного хозяйства и океанографии, но трагически погиб во время крушения судна, производя испытание нового оборудования.
– Петр Александрович Михейчик был уроженцем деревни Черниковщина, – вспоминает об однокласснике Александр Ильич. – Он был в нашем классе самым умным. В 9-10 классах мы занимались в БГУ в заочной физико-математической школе, ездили туда на соответствующие очные туры, на которых демонстрировали уровень знаний. После окончания школы, он поступил в Московский инженерно-физический институт. Закончил институт и проектировал космические трассы. Но всегда мечтал посмотреть мир. Еще он занимался расчетом морских траекторий транспортных путей, плавал на научно-исследовательском судне, занимаясь расчетом процессов, которые проходят в океане. Как-то на встрече выпускников он показывал свою фотографию, где держит в руках дальневосточного краба. Я тогда еще сказал ему, что всего, чего ты хотел, того и добился.
Передавая слово Александру Викентьевичу Кошелю, преподаватель БГУ заметил:
– У каждого поколения есть проблемы, сложности, но есть также свои победы и пьедесталы. И у вас они тоже будут. Только ко всему нужно относиться серьезно. Нужно стараться найти свое место в жизни. Александр Викентьевич, к примеру, никогда не занимался научной работой, но также смог достичь значимых результатов, его труд был отмечен Государственной премией СССР, за трудовую доблесть он получал и другие награды. Каждый на своем месте может достичь успехов, которые поднимут его на тот уровень, которого он хочет достичь, было бы стремление и желание.
Дальше к школьникам обратился Александр Викентьевич Кошель:
– Я уверен, что большинство из вас поступят в средние или высшие учебные заведения. Но, возможно, кому-то придется идти работать. В этом ничего страшного нет. Нужно будет завоевывать в трудовых коллективах репутацию, хорошо тру — диться, тогда вас заметят, помогут, научат и перед вами откроются новые горизонты. Также всегда внимательно относитесь к старшим, прислушивайтесь к ним – это пойдет только на пользу.
Свои слова Александр Викентьевич подкрепил личным примером. В свое время он окончил восемь классов, потом – школу рабочей молодежи, вечернее отделение техникума без отрыва от производства. Всю свою трудовую деятельность он занимался самообразованием. Получив специальность слесаря шестого разряда, продолжал заниматься самоподготовкой, в технической библиотеке искал литературу, изучал, чтобы получить специальность высшего разряда. Во время работы получил двадцать одно авторское рационализаторское свидетельство. Его мастерство было оценено на самом высоком уровне и отмечено Государственной премией СССР.
– Я не просто крутил гайки, – признается Александр Викентьевич, – а мыслил, как это лучше сделать, экономнее, продуктивнее. Всегда активно участвовал в жизни комсомольской организации, был ее секретарем. Мы много проводили хороших мероприятий. Это помогало в работе. Мы шли на работу и нам хотелось туда идти, а это дорого стоит.
На прощание Александр Ильич обратился к школьникам с такими словами:
– Жизнь – это борьба в большей мере с самим собой. Жизнь не компьютерная игра, в которой можно заново пройти какой-то этап. Занимайте активную позицию и живите набело. Организовывайте себя, ограничивайте, заставляйте работать и все у вас получится!
По традиции в завершении мероприятия гости и ученики школы возложили цветы к памятнику воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны.
Наталья ТЫШКОВСКАЯ.
Фото автора.
Информацию читайте в № 157-160 от 01.06.2016г.