По сложившейся традиции в сентябре мы отмечаем День города
Смолевичи. В нынешнем году Смолевичам исполнится уже 568 лет. Интересно
заглянуть в его прошлое: как выглядело наше местечко, как жили люди?

Известный белорусский ученый
— этнограф, писатель и публицист—Павел Михайлович Шпилевский (1823-1861) в середине 19-го столетия издал
свой знаменитый труд «Путешествие по Полесью
и белорусскому краю», в котором есть странички, посвященные нашим
Смолевичам. С некоторыми из них сегодня знакомим наших читателей.

По сложившейся традиции в сентябре мы отмечаем День города Смолевичи. В нынешнем году Смолевичам исполнится уже 568 лет. Интересно заглянуть в его прошлое: как выглядело наше местечко, как жили люди?

Известный белорусский ученый — этнограф, писатель и публицист—Павел Михайлович Шпилевский (1823-1861) в середине 19-го столетия издал свой знаменитый труд «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», в котором есть странички, посвященные нашим Смолевичам. С некоторыми из них сегодня знакомим наших читателей.

«… Из Заславля, по проселочной дороге, я пробрался в Борисовский уезд, где первой станцией или отдыхом для меня было местечко Смолевичи.

Что Смолевичи были некогда местечком, об этом сохранилось свидетельство в привилее короля Сигизмунда I, данном 10 мая 1508 года бывшему владельцу Смолевич князю Константину Острожскому. Под тем же именем местечка известны были Смолевичи и в последствии, когда перешли к Радзивиллам и составляли одно из лучших их владений, славившееся смоляным заводом. И теперь будучи наследственным имением князя Людовика Витгенштейна, тоже считаются местечком. В нем доныне производится торг смолой, добываемой из сосновых лесов, которыми так богаты окрестности местечка и из которых в 1626 году отпущено было дерево князем Христофором Радзивиллом на построение в Минске Рождествобогородичской церкви. Из деревьев смолевичских лесов выделывают так называемые английские брусья и каравки, которые сплавляют по Березине в Кролевец. Этим занимаются отчасти татары, но больше евреи смолевичские, которых очень много в местечке, так что из числа 826 душ жителей его большую половину составляют евреи… В память их корчемства в Смолевичах существуют четыре огромные корчмы в разных пунктах, превращенные теперь в заездные дома, и составляют как бы кварталы местечка, расположенного в прямой линии на протяжении целой версты почтовой дороги.

Смолевичи — местечко довольно грязное, но в нем встречаются красивенькие здания, между которыми замечательны: почтовая станция, дом этапной команды, две мельницы и церковь во имя святого Николая. Церковь эта построена князем Острожским в 1508 году, как свидетельствует хранящаяся при церковном архиве подлинная грамота короля Сигизмунда I. Из грамоты видно, что Острожский пожаловал в пользу причта две уволоки, или 60 моргов над озером и пять сажней в самом местечке для огородов, а 30 моргов над рекой в Ереницкой слободе для сенокосов. Впоследствии Радзивиллы увеличили количество земли для причта, но на это нет никаких документов; право давности уполномочивало причт пользоваться этой землей до известного переделения (1844 год) о штатах духовенства в западнорусском крае. Возле церкви указывают какое-то возвышение, наполненное внутри хрящем, камнями и обгоревшим кирпичом: говорят, будто здесь был палац одного из смолевичских старост-магнатов, но сгорел, не очень давно, а именно в 1819 году. В 1812 году в этом палаце помещался фураж, предназначенный для прокормления корпусов Даву и Богарне.

Пробыв в Смолевичах около полудня, я собрался было в дальнейший путь и, велев кучеру ехать вперед, сам пошел вслед за экипажем пешком, чтоб взглянуть на поля и полюбоваться урожаем смолевичского края. Не успел я пройти несколько шагов, как навстречу мне попались две телеги с поселянами в праздничной одежде. Может быть, я не обратил бы внимания на поселян, но они сами заставили меня познакомиться с ними. Телеги остановились, и с одной из них слез довольно видный парень: он подошел ко мне с поклоном. Я спросил, что ему нужно. Парень опять поклонился и сказал:

— Просим паночка (господина) в кумы!

— Да разве ты не видишь, — сказал я ему, — что я проезжий?

Но парень не слушал моего возражения, повторил свою просьбу. В это время слезли с другой телеги и подошли ко мне с поклонами две женщины, одна старушка, другая молодая с ребенком на руках, и тоже стали просить меня в кумы.

— Да будьте ласковы, панок, — говорили они, — не откажитесь. Вот уж мы напали на дороге куму, остановка за кумом.

— Да как же вы ищете восприемников по дорогам? – спросил я их. – Разве в вашем селе нет людей?

— Извините, — отвечала старушка, — у нас поводка (обыкновение) такая… У родителей ребенка, которого мы везем в Смолевичи крестить, не годуются (не ведутся) дети, все умирают, так мы, по старому обычаю, вздумали поискать для новорожденного кумов спатыканых (встреченных).

Тут старушка объяснила мне, что в Борисовском уезде между поселянами существует следующее обыкновение: если у кого не ведутся дети, так просят в воспреемники новорожденного первого встречного и первую попавшуюся девицу, какого бы сословия они ни были, и никто не может отказать просителю в том, что освящено веками.

«Что ж,— подумал я, выслушав старушку, — дело доброе, почему не услужить людям?» и согласился быть спатыканым кумом. Исполнив желание поселян, я возвратился в Смолевичи на несколько часов.

Через пять часов после этого я уже был в Лошнице.»

Подготовила Э.ПОТАПЧИК.

Информацию читайте в № 249-252 от 20.08.2016г.