Репортаж с комплексного учения по отработке действий на случай аварийной посадки воздушного судна в Национальном аэропорту «Минск».

…Ту-154 Б-2 заходил на посадку. Экипаж по отработанному до автоматизма графику выполнял команды командира, когда обнаружилось, что передняя стойка шасси  не выпускается. После «совещания» со службами Национального аэропорта «Минск», было принято решение осуществлять посадку в аварийном режиме. На земле закрутились-завертелись все подразделения, приводимые в действие в таких случаях: пожарная, эвакуации, медицинская и многие другие службы аэропорта. И даже обособленное структурное подразделение по обеспечению бортовым и общественным питанием «Кэтеринг» включилось в общую работу. Аэропорт готовился противостоять неизбежным в таких случаях последствиям: возможному пожару, травмированию и гибели людей.

 

 


Репортаж с комплексного учения по отработке действий на случай аварийной посадки воздушного судна в Национальном аэропорту «Минск».

…Ту-154 Б-2 заходил на посадку. Экипаж по отработанному до автоматизма графику выполнял команды командира, когда обнаружилось, что передняя стойка шасси  не выпускается. После «совещания» со службами Национального аэропорта «Минск», было принято решение осуществлять посадку в аварийном режиме. На земле закрутились-завертелись все подразделения, приводимые в действие в таких случаях: пожарная, эвакуации, медицинская и многие другие службы аэропорта. И даже обособленное структурное подразделение по обеспечению бортовым и общественным питанием «Кэтеринг» включилось в общую работу. Аэропорт готовился противостоять неизбежным в таких случаях последствиям: возможному пожару, травмированию и гибели людей.

Оповещенные, готовились к этому и местные службы Смолевичского района, в том числе и властные структуры, отделы  МЧС, РОВД и подразделения территориального медицинского обеспечения. (В этот день они об этом и не знали, но так будет в реальности). Все в соответствии с новыми версиями договоров Стандартного соглашения МАТА «О наземном обслуживании», которого с 15.04.2011 года придерживается Национальный аэропорт «Минск». Пункт 1.6 этого соглашения гласит, что обслуживающая компания, вместе с соответствующими местными властями (это и район, и область, и республика), должна принять все разумные и возможные меры по оказанию помощи, эвакуации пассажиров, грузов и так далее в случае аварийных ситуаций. Первые 4 часа все эти обязанности ложатся исключительно на службы аэропорта. Это уже чуть позже к ним подключатся, прибыв на усиление, и медработники Центра экстренной медицинской помощи г.Минска, Центра медицины катастроф Минской области, Центра кризисной психологической помощи, представители ССА, ОВД, при необходимости – таможенные, пограничные и другие службы. Вот такие силы приводятся в действие в случае катастрофы.

Но 72 пассажира Ту-154, который совершал аварийную посадку, об этом не знали. Они — боялись, и кто как мог, в соответствии с указаниями экипажа, готовились к последствиям.

…С этого момента, наверное, и начались события, легшие в основу комплексных учений по отработке действий на случай аварийной посадки воздушного судна, которые 20 июня прошли в аэропорту «Минск».Тушение пожара в носовой части Ту-154,эвакуация пассажиров, оказание  первой медицинской и психологической помощи пострадавшим, транспортировка тех, для кого все обошлось сравнительно благополучно, в Центр реабилитации, который находится в здании аэропорта, выгрузка и организация охраны багажа и личных вещей пассажиров, эвакуация  с летного поля аэродрома воздушного судна, потерявшего способность двигаться. Всего в учебной спасательной операции было задействовано свыше 80 человек и около 20 единиц техники. Оказалось, что Смолевичи очень даже непосредственно «завязаны» на такие происшествия, начиная с действия наших земляков-смолевичан, в большом количестве работающих здесь, и заканчивая техникой, произведенной на Смолевичской земле.

Конечно же, самолет не садился. Он стоял в сторонке от основных коммуникаций аэропорта, уложенный носом на старую шину от колеса. Видавшее виды, воздушное судно, судя по всему, в небо уже не поднимется. Но в этот день Ту-154 принял на борт пассажиров. Принял для того, чтобы они стали участниками учебного действа. И если бы он мог чувствовать, наверное, проникся бы сам к себе уважением от того, что взгляды, объективы фото и кинокамер более чем двух десятков журналистов страны, приглашенных людей, среди которых были и заинтересованные представители иностранных авиаперевозчиков, были направлены на него.

Не без шума отворились две двери судна, воздушные трапы выкинулись и раскрылись «как в кино», в них стали выпрыгивать из дверей пассажиры. Кто-то из них поднимался и брел в сторону развернутых, обозначенных флагом с красным крестом, палаток полевого медцентра , кто-то сидел и вокруг него суетились люди, а вот и несколько недвижимых фигур, лежащих на специальных носилках. Их тоже доставляли в полевую станцию скорой помощи, после эвако-транспортной сортировки, спецмашинами отправляли в близлежащие медцентры, «тяжелых» — в Минскую станцию скорой помощи. При этом на пострадавших закрепляли идентификационные карточки с указанием очередности эвакуации. Они были разноцветные: красный – цвет «тяжелых» пострадавших, желтый – средняя степень травмирования, зеленый – «легкие», и так далее. Конечно же, все имитировалось. И даже врачи делали «ненастоящие» уколы, и накладывали  настоящие шины на ненастоящие переломы.  А в среде журналистов все это комментировал и отвечал на вопросы начальник службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения Национального аэропорта Юрий Сауляк.

Журналистов расставили возле ограждающей ленточки: сейчас начнется «пожар». А вот он и вспыхнул в районе уткнувшегося в шину носа «тушки». С включенными спецсигналами к «возгоранию» подлетели на высокой скорости пожарные спецмашины. Из них выскочили люди и с завидным автоматизмом стали делать свою работу: в считанные минуты «пожар» был залит пеной.

Все, пассажиры эвакуированы, самолет обесточен, багаж выгружен. Но воздушное судно, якобы, мешает нормальной работе аэропорта и его необходимо эвакуировать. А вот теперь знакомьтесь.

К самолету, который уже с помощью подъемного крана поставили на «виновную» ногу, подъезжает приземистый тягач. Очень знакомый силуэт. Да это же тягач, которые делает БелАЗ! На  основе его шасси и сделан эвакуатор. Спрашиваем у водителя, доводилось ли ему и управляемой им технике участвовать в реальных аварийных событиях?

— Слава Богу, нет, не приходилось, — говорит Эрнст Васильевич Мархель. Он – бригадир бригады по обслуживанию воздушных судов на перроне. Работает в этой службе и на тягаче уже 5 лет. – И хотелось бы, чтобы и не пришлось. Но в постоянной готовности мы обязаны быть. Вот и учимся на учебных тревогах. Раз в полугодие точно проводятся учения. Так что, все, что нужно делать в таких случаях – мы знаем…

Ну, а когда мы с Эрнстом Васильевичем познакомились, оказалось, что он живет в Смолевичах.

— Наших, смолевичских, здесь много, — улыбается бригадир.

Недалеко от медцентра расположилась своеобразная выставка техники и приспособлений, используемых в таких случаях. Внимание всех привлекает новенький «IVECO-MAGIRUS», на капоте которого еще и написано «не по-русски» «TRЛKKER». Это — аварийно-спасательная пожарная машина, как объяснил нам командир отделения  службы ПИАСО аэропорта Геннадий Николаевич Михейчик. Он тоже смолевичанин. Судя по его пояснениям, машина может все! Она несет две углекислотных установки по 30 литров каждая, насос может подать 6 000 литров воды в минуту, а запас воды – 8 100 литров. Машина имеет даже свою электростанцию, к которой, в случае необходимости, можно подключать различные электроинструменты.

…С 2008 года аэропорт начал кардинальное обновление техники. Он на международном уровне был признан гарантом безопасности для воздушных судов, которые транзитом пролетают в воздушном пространстве нашей страны. И в случае аварийной ситуации на них – готов принять борт в графике «экстренной аварийной посадки» в любую минуту. Ежегодно, как говорилось впоследствии на пресс-конференции для журналистов, бывают случаи, когда аварийно-спасательные службы аэропорта приводятся в готовность в связи с запросами экипажей. Причины разные. В прошлом году была даже экстренная посадка самолета российского авиаперевозчика. Обошлось. Так что, несущественных тревожных причин в воздухе не бывает.

… На полигоне журналистам довелось увидеть еще немало этапов учения. Все службы аэропорта продемонстрировали хорошую выучку и высокую готовность. Но пожелаем им, чтобы на смолевичской земле их готовность не была востребована в реальной аварийной ситуации.

Владимир ЕВСЕЕВ.

На снимках: 1. Командир отделения службы ПИАСО и водитель АСПМ «IVECO- MAGIRUS»  Геннадий Николаевич Михейчик демонстрирует возможности машины. 2. Пожарные спешат на помощь. 3. Аварийная эвакуация пассажиров. 4. Выставка техники и приспособлений. 5. Имитация пожара на посадочной полосе. 6. Врачи из Центра медицины катастроф оказывают помощь пострадавшему пассажиру. 7. Бригадир и водитель тягача-эвакуатора Эрнст Васильевич Мархель.

Фото А.ВОЛОДЬКО.

Информацию читайте в номере 141 – 144  от 23.06.2012 г.