По мере взросления белорусского народа и осмысления им происходящих процессов все больше граждан и общественно‑политических организаций проявляют интерес к проведению шестого Всебелорусского народного собрания. Общенациональный форум обещает быть одним из самых знаковых исторических и социальных явлений за годы белорусской государственности, так как одновременно это и уникальная диалоговая площадка, и своего рода обучающая (образовательная) платформа для будущих поколений гражданского общества и управленческого корпуса страны.
Пристальное внимание к Всебелорусскому народному собранию вызвано тем, что, во‑первых, Беларусь на пороге стратегической перезагрузки, и во‑вторых, само собрание, не подменяя конституционный строй страны, в то же время претендует на роль согласования и функционирования взаимодействия органов власти, определение основных направлений социально‑экономического развития. А также приоритетных ориентиров внутренней и внешней политики белорусского государства на пятилетку.
Вполне закономерно, что запросы граждан высоки. Однако любые ожидания должны быть подкреплены реальными действиями самих граждан. Более того, насущные проблемы надо решать на местах в регионах. То есть речь идет о том, что принятые решения Всебелорусского народного собрания выполнять всем нам.
Считаю, что на Всебелорусском народном собрании, кроме уже обозначенных гражданами вопросов, могут быть рассмотрены следующие темы. Главная — корректировки в проект новой Конституции. Кроме того, делегаты должны осудить героизацию нацизма и отреагировать на предпринятую предателями‑альтернативщиками попытку развала страны — вплоть до инициирования лишения гражданства определенных лиц, с оказанием всестороннего содействия Генеральной прокуратуре в привлечении к ответственности организаторов протестов, находящихся за рубежом. Также необходимо дать правовую и нравственную оценку санкционной политике Запада. Считаю, следует отдать должное силовым структурам в обеспечении безопасности в стране и высказать слова благодарности им, обозначив их неоспоримую историческую роль.
Убежден, что Всебелорусское народное собрание должно поддержать Президента в реализации им особых полномочий при определенных обстоятельствах, несущих угрозу существованию белорусского государства. Мы все обязаны поддержать Александра Лукашенко в его искреннем желании сохранить стабильность, мир и справедливость в стране.
Уверен, что важным шагом будет закрепление соответствующими органами государственной власти нового статуса Всебелорусского народного собрания — с соблюдением всех законных процедур. По моему мнению, Всебелорусское народное собрание — это структура, которая в будущем должна обеспечить эволюционное развитие государства и защитить как от внешних вызовов, так и от внутренних деструкций.
Белорусская модель развития проявила себя сбалансированной системой взаимодействия государственной власти и общества. Однако она требует постоянного обновления. Поэтому модернизация Конституции — процесс непростой, долговременный, он должен осуществляться исходя из национальных интересов, без оглядки и советов извне.
В основе такой модернизации представляется сильная и централизованная система государственного управления.
Мировой опыт показывает, что демократия без сильной вертикали власти, исполнительской дисциплины — это оборотная сторона нацизма и экстремизма, а также открытая возможность вмешиваться во внутренние дела страны агрессивно настроенных внешних сил. Урок белорусский народ, надеюсь, уже извлек.
Первостепенной задачей Всебелорусского народного собрания является выработка социально‑экономической программы, своего рода дорожной карты, которая бы определила четкие и понятные для всех граждан ориентиры будущего. Общество должно знать, куда идет, что позволит работать ему с колоссальной отдачей. Только так можно высвободить творческую и созидательную энергию граждан, тем самым запустить социальные лифты, и таким образом будет преодолена некоторая инертность госаппарата и общественных организаций на местах.
Всегда приходит период сложных решений и судьбоносных поступков, время практической проверки мыслей и суждений. Сегодня все должны ответить на вопрос: жить по чужим правилам или принять свое решение?
Многопартийная система в рамках национальных границ, как показывает мировой опыт, себя дискредитировала. Времена парламентских республик, характеризующихся слабостью власти, дезорганизованностью и внутрипартийными распрями, а также коррумпированной состязательностью, бутафорской конкуренцией, прошли.
Год народного единства в новых условиях — это отправная точка осознания главного условия жизни: единое прочтение нравственно-ценностных ориентиров и жизненных запросов, сопричастность к судьбе народа, патриотизм, мир, благополучие и безопасность. Поэтому Всебелорусское народное собрание вправе принять дорожную карту на пятилетку по двум основным направлениям. Первое — вопросы сохранения промышленной структуры и социально ориентированной экономики как единого народно‑хозяйственного механизма, с наращиванием темпов. Второе — незыблемость суверенитета и независимости белорусского государства.
«СБ. Беларусь сегодня». Автор: Николай ЩЁКИН, кандидат философских наук