Около 70% учащихся, получая аттестат зрелости, не являются физически здоровыми. Одна из главных причин, разрушающих здоровье, — это воздействие вредных привычек, приобретенных самими учащимися во время «взросления»: курение, пивной алкоголизм, наркомания. Около 70% молодежи, независимо от пола, начали или пробовали курить в несовершеннолетнем возрасте. Анализ данной ситуации среди подростков показывает на склонность их к саморазрушающему поведению.
Около 70% учащихся, получая аттестат зрелости, не являются физически здоровыми. Одна из главных причин, разрушающих здоровье, — это воздействие вредных привычек, приобретенных самими учащимися во время «взросления»: курение, пивной алкоголизм, наркомания. Около 70% молодежи, независимо от пола, начали или пробовали курить в несовершеннолетнем возрасте. Анализ данной ситуации среди подростков показывает на склонность их к саморазрушающему поведению.
Все социальные пороки вводятся в сознание человека в процессе жизни путем не истинной, а социально искаженной информации. Устранение вредных привычек предусматривает более глубокое осознание самого себя. Для этого необходимо овладеть здоровым мышлением. С целью создания условий самоанализа и осмысления детьми ценностей здорового образа жизни в Верхменской школе был реализован антитабачный проект «Вагон для некурящих или NO SMOKING EXPRESS».
Первую остановку «Вагон для некурящих» сделал на станции «Социологическое исследование «Сигарета: «Да?» или «Нет?». Сделай правильный выбор» среди учащихся 5-11 классов. Что это дало учащимся? Прежде всего — получение информации для размышления плюс оценка уровня трудностей, связанных с решением проблемы табакокурения, и определение модели здорового образа жизни.
Далее весёлый детский «вагон» проследовал до второй остановки «Антитабачный марафон ладошек», где школьная агитбригада показала выступление «Прогоним серого джина». Агитбригада 6 класса с её активистами Т. Цвилик, А.Цвилик, Ю.Старинской, В.Морозовым, П.Скарадулей, В.Першай, Д. Скачковым задорно и поучительно рассказали ребятам 1-4 классов о том, сколько вреда приносит курение. А до начала выступления экспертная лаборатория (в её состав входили самые активные ребята начальных классов) собрала пустые пачки из-под сигарет и подсчитала, сколько своих жизней люди смогли бы сохранить. Здесь гостем ребят была фельдшер Алесинской врачебной амбулатории И.В. Лойко, которая в доступной форме с использованием презентационного материала продемонстрировала слайды о пагубности табака. Самым ярким и запоминающимся стало голосование детей против курения – их марафон ладошек – в такой игровой форме ребята через создание разноцветного коллажа прогоняли «серого джина». Выступление агитбригады прошло успешно, благодаря отличной подготовительной работе и профессиональному мастерству классных руководителей 2 и 3 классов Е.М. Шаблыко и Е.Н.Тумар.
Вот и третья станция, где «вагон для некурящих» уже ждут ученики 1 и 5 классов. Используя метод «старший обучает младшего», ребята-артисты из 5 класса В.Слепцов, А.Красновская, М. Якубович, Ю.Сацук, М.Бабак, Е.Иванова, Е.Белова, Я. Скачкова разыграли для первоклашек интересную познавательную сценку об истории табака. Классный руководитель 5 класса А.А. Ядченко подготовила для ребят увлекательную презентацию. А эстрадные песни о вреде курения были прекрасным дополнением ролевой игры!
Что еще ждёт наш «вагон» на следующей остановке? Это – новостная лента «Курить – удел бедных и глупых» — выставка слоганов учащихся 5- 11 классов о проблеме курения. Креатив и активную позицию проявили многие ребята, особенно запомнился слоган из 9 класса «Мы – против сигарет, мы — за health иммунитет, скажем «SMOKING» НЕТ!», оформленный Ю.Копать, слоган из 6 класса «Не курить – сто лет прожить!»
«Вагон для некурящих или NO SMOKING EXPRESS» — проект эффективный. Мы надеемся, что каждый ученик осознал личностную ответственность за своё здоровье, определил систему ценностных ориентиров – ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ФИЗКУЛЬТУРА, СЕМЬЯ! Счастливого пути, наш «вагон здоровья»!
Е.Л. БАЛАЧИНА, и.о. заместителя директора по воспитательной работе.