В рамках фестиваля православной культуры «Кладезь» прошла также и беседа на тему «Духовно-нравственных аспектов медицинской этики. Ее с врачами, медицинским персоналом УЗ «Смолевичская ЦРБ» провела монахиня Мария из Свято-Елисаветинского монастыря г.Минска.
В рамках фестиваля православной культуры «Кладезь» прошла также и беседа на тему «Духовно-нравственных аспектов медицинской этики. Ее с врачами, медицинским персоналом УЗ «Смолевичская ЦРБ» провела монахиня Мария из Свято-Елисаветинского монастыря г.Минска.
Монахиня Мария — сама врач по образованию, окончила медицинский институт, мастер спорта по художественной гимнастике. Помимо этого, она — кандидат медицинских наук, имеющий практический опыт. Кроме этого, более 30 лет она проработала доцентом на кафедре, читая лекции по спортивной физиологии, спортивной биохимии.
В начале беседы присутствующим в зале был продемонстрирован документальный фильм «Синергия» (студия во имя Святого исповедника Иоанна Воина), рассказывающий о том, как священник Свято-Елисавенского монастыря отец Андрей предложил руководству Республиканского научно-практического центра психического здоровья помощь сестричества.
— Поначалу это вызвало недоверие и удивление, — прокомментировала фильм монахиня. — Многие не хотели впускать сестер в свои палаты. но мы не оставили это начинание. В больницах проводили беседы с людьми о вере, о Боге, об исповеди и причастии, священники служили молебны за здравие. И, в конце-концов, все это пришло в нормальное русло, и мы — желанные гости не только в психиатрической больнице, но и в туберкулезном диспансере, двух детских интернатах, где уже есть либо молельные комнаты, либо церковь. Наш священник сказал однажды: «Мы хитры, мы идем туда, где Бог» А где Бог? Там, где страдания. Там, где мало радости, потому что много переживаний и горя. И там близко Господь. Нам было сказано «Молитвами детей, больных — спасетесь». А детская молитва, как и молитва матери о ребенке — самые сильные.
История медицины всегда была неразрывно связана с церковью. Первые психиатрические больницы образовывались прямо в монастырях, и только Петр I организовал светскую больницу, которая уже была территориально отделена от монастыря.
— Сейчас много духовности ушло из профессии медика, — отметила в беседе монахиня. — Ведь раньше свое дело врачи воспринимали как служение. Заметьте, не как работу — как служение! И это всегда было свойственно великим врачам: великому русскому хирургу и анатому Николаю Ивановичу Пирогову, профессору медицины Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому, который известен нам как Архиепископ Лука (Святитель Лука) и другим.
В последние два года регулярно проводятся различные конференции с участием медиков психиатрической больницы и монастыря, и все уже пришли к выводу, что монастырь не мыслит уже себя без больницы, а больница себя — без монастыря: настолько прочным стал их союз.
— Когда еще я училась, нам постоянно повторяли, что вера, — удел неграмотных, необразованных людей, — рассказала монахиня Мария. Однако я приведу простой пример: у нас в монастыре около ста человек монашествующих, 70% из которых имею высшее образование, а некоторые — и по два! Есть 300 сестер милосердия при монастыре, которые также являются образованными людьми. А когда я лежала в травматологии, и посетовала на то, что сейчас так мало верующих среди врачей, мне возразили: «Да вы что? Мы такие операции проводим сложные, что только и просим Божьей помощи!». Есть такая поговорка: «Врач лечит, а исцеляет Господь». Врач не должен надеяться только на свои силы, свои руки. Святитель Лука, попав под сталинские репрессии, сумел с Божьей помощью вернуться на фронт, врачом. После стал профессором, доктором наук, и при этом епископом. Он никогда не снимал своего облачения оставался верующим. Всегда, приходя к больному, лежащему на операционном столе, спрашивал: «Ты верующий?». Если ответ был положительный, он говорил: «Тогда будем молиться вместе за тебя», если же человек не веровал, Лука говорил «Тогда не мешай мне, я буду молиться и за тебя, и за себя». А ведь он был хирург высочайшего класса, но никогда не надеялся только на свои руки, он не надеялся только на свои знания, он надеялся на Бога, который будет ему помогать, и Он помогал ему почти всегда. А сколько еще таких примеров! Святая Елисавета и сто наших врачей-бессеребреников, лечили только молитвой господу нашему Иисусу Христу. Я знаю и современных врачей, которые также уповают на Господа в своей практике.
Ольга ЦЫБУЛЬКО.
НА ФОТО: монахиня Мария в УЗ «Смолевичская ЦРБ»
Фото В. ЖИЛЯКОВОЙ.