Крещенская вода носит название Великая агиасма, что в переводе с
греческого — Великая святыня. Она подает исцеление недугов — душевных и
телесных, помогает справиться с греховными страстями, отгоняет злые силы.
Поэтому святой водой окропляют жилище и всякую вещь, которую освящают. Великое
водоосвящение совершается дважды — в самый день праздника Крещения и накануне,
в Крещенский сочельник. Некоторые ошибочно полагают, что вода, освященная в эти
дни, различается по своим свойствам. Однако и в сочельник, и в самый день
праздника Крещения при освящении воды читаются одни и те же молитвы. Чин
водоосвящения на праздник Богоявления возник в V–VI веке
на христианском Востоке. Символически и по своим благодатным
свойствам богоявленское освящение воды подобно водоосвящению при Крещении.

Крещенская вода носит название Великая агиасма, что в переводе с греческого — Великая святыня. Она подает исцеление недугов — душевных и телесных, помогает справиться с греховными страстями, отгоняет злые силы. Поэтому святой водой окропляют жилище и всякую вещь, которую освящают. Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день праздника Крещения и накануне, в Крещенский сочельник. Некоторые ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различается по своим свойствам. Однако и в сочельник, и в самый день праздника Крещения при освящении воды читаются одни и те же молитвы. Чин водоосвящения на праздник Богоявления возник в V–VI веке на христианском Востоке. Символически и по своим благодатным свойствам богоявленское освящение воды подобно водоосвящению при Крещении.

В религиозном сознании верующих есть пару мифов, связанных со святой водой.

Первый о том, что каждый православный христианин должен в праздник Крещения окунуться в освященном прорубе — «иордане». Многие благочестивые христиане цитируют следующий текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от святых таинств на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение», — как будто эти слова принадлежат святителю Афанасию Великому и содержатся послании к Эпиктету. На самом деле, такого абзаца в данном тексте нет — это «народная» интерполяция, попытка объяснить ссылкой на авторитетного святого фольклорную традицию. Купание — не более, чем благочестивый обычай.

 Второй миф связан с освящением и с хранением воды. С тем, что святая вода довольно редко портится, не рискуют спорить даже многие атеисты. Тогда в ход идут псевдонаучные рассуждения: например, об изменении состава воды посредством ионов серебра, якобы благодаря освящению воды серебряными крестами. Предположение не выдерживает никакой критики: вода освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах. Воду освящает вовсе не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати.

А вот в водопроводных кранах вода святой не становится, потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых. Как и сам Спаситель отказался совершать чудеса как фокусы перед царем Иродом.

18 января, в Крещенский сочельник, в храме в честь Минской иконы Божией Матери г. Смолевичи (ул.Советская), состоится раздача воды с 12.00 до 19.30. В 9.30состоится Божественная литургия; в 11.30 —Великое освящение воды; в 17.00 —Великое повечерие. Утрения (раздача освященного хлеба).

19 января — Крещение Господне: раздача воды с 12.00-20.30; в 9.30 — Божественная литургия, в 11.30 — Великое освящение воды. Также на Смолевичском водохранилице будет организована Крещенская купель и в 14.00 ее освящение.

Отец НИКОДИМ, настоятель храма в честь Минской иконы Божией Матери г. Смолевичи.

Информацию читайте в №9-12 от 16.01.2016г.