«ОДНО ОКНО» В ЗАГСЕ ШИРОКО РАСПАХНУТО ДЛЯ ГРАЖДАН
В нашей стране постоянно проводится работа по дебюрократизации, то есть искоренению канцелярщины, бездушия, пренебрежения к существу дела и нуждам граждан ради соблюдения формальностей. Дебюрократизация включает в себя совершенствование работы государственных органов с населением и оптимизацию их внутренней деятельности, взаимодействия между ними, сокращение переписки и отчетности. Президентом Республики Беларусь принят целый ряд решений, согласно которым в государстве органы управления, в том числе и отделы загса, перешли на работу по заявительному принципу «одно окно».
Основу реализации принципа «одного окна» составляют административные процедуры, выполняемые государственными органами при обращении граждан за получением справок и иных документов.
Согласно законодательным актам под административной процедурой понимается действие государственного органа, совершаемое в соответствии с определенной законодательством компетенцией на основании заявления гражданина по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей гражданина, в том числе заканчивающееся выдачей справки или другого документа (его согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом гражданина, его имущества, либо предоставлением гражданину денежных средств, иного имущества и (или) услуг.
28 октября 2008 года был принят Закон Республики Беларусь « Об основах административных процедур» ( далее Закон).
26 апреля 2010 года был издан Указ Президента Республики Беларусь № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» ( далее Указ).
В соответствии с Указом отдел загса Смолевичского райисполкома осуществляет следующие административные процедуры:
регистрация рождения;
регистрация заключения брака;
регистрация установления отцовства;
регистрация установления материнства;
регистрация смерти;
регистрация расторжения брака по решениям судов, вынесенных до 01.09.1999 года;
регистрация усыновления;
регистрация перемены фамилии, собственного имени и отчества;
выдача повторного свидетельства;
внесение изменений, дополнений и исправлений в записи акта;
восстановление записей актов гражданского состояния;
аннулирование записей актов гражданского состояния;
выдача справок о рождении и о смерти;
выдача справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния, об отсутствии записи акта о заключении брака, извещений о регистрации расторжения брака и об отсутствии записи акта гражданского состояния.
Вышеуказанный перечень административных процедур закреплен в главе 5 Указа «Регистрация актов гражданского состояния» .
По большинству вопросов, входящих в компетенцию отдела загса, граждане обращаются лично, но есть некоторые административные процедуры, по выполнению которых допускается представительство в порядке, установленном законодательством. Представительство оформляется нотариально заверенной доверенностью. Через представителя возможно оформление следующих административных процедур:
выдача повторного свидетельства;
внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния;
восстановление записей актов гражданского состояния;
аннулирование записей актов гражданского состояния;
выдача справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния, об отсутствии записи акта о заключении брака, извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния.
Для регистрации актов гражданского состояния граждане предоставляют документы в соответствии с перечнем, все остальные документы отдел загса запрашивает самостоятельно.
Так, в первом полугодии 2011 года в отделе загса зарегистрировано 107 рождений, отделом загса при регистрации рождения были запрошены 104 документа. За этот же период времени произведены 93 регистрации заключения брака (отделом загса запрошены 74 документа), 32 установления отцовства (отделом загса запрошены 49 документов), при формировании материалов о перемене фамилии, собственного имени, отчества – 35 документов, при формировании материалов о внесении исправлений, дополнений и изменений в записи актов гражданского состояния - 11 документов.
При исполнении административных процедур от граждан могут поступать как письменные, так и устные заявления. Так, при регистрации рождения и смерти, выдаче справок из записей актов гражданского состояния граждане, как правило, делают устные заявления. А вот при регистрации брака, выдаче повторных документов, регистрации установления отцовства и материнства, внесении исправлений, дополнений и изменений в записи актов гражданского состояния и некоторым другим вопросам граждане обращаются только с письменными заявлениями.
В 1 полугодии 2011 года в отдел загса поступило 2066 обращений граждан, по которым были приняты административные решения, из них 616 письменных и 1450 устных.
Выполнение некоторых административных процедур в органах загса предусматривает взыскание государственной пошлины. Так, за регистрацию брака (включая выдачу свидетельства), расторжение брака по решениям судов, вступившим в законную силу до 01.09.1999 года (включая выдачу свидетельства), выдачу повторного свидетельства, перемену фамилии, собственного имени, отчества взыскивается государственная пошлина в размере 1 базовой величины (на сегодняшний день эта величина составляет 35000 рублей); за выдачу документа при восстановлении записей актов гражданского состояния, выдаче документа после внесенных исправлений, дополнений и изменений в записи актов гражданского состояния взимается государственная пошлина в размере 0,5 базовой величины (на сегодняшний день это 17500 рублей).
В установленных п.3 ст. 257 Налогового Кодекса Республики Беларусь случаях при выполнении некоторых административных процедур граждане могут быть освобождены от уплаты государственной пошлины. Так, граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины:
- за выдачу повторных свидетельств в связи с изменением, дополнением записей актов о рождении в случае установления отцовства, материнства, усыновления;
- за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния и (или) при выдаче свидетельства;
- за выдачу повторных свидетельств о смерти военнослужащих и военных строителей, погибших в период прохождения военной службы в мирное время;
- реабилитированные физические лица, члены их семей, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по потере кормильца, и наследники по закону первой очереди – за выдачу документов, связанных с реабилитацией;
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны – за выдачу им свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением записей актов гражданского состояния, составленных на этих лиц, а также в связи с восстановлением записей актов гражданского состояния в отношении этих лиц;
- Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств, участники Великой Отечественной войны, граждане, заболевшие и перенёсшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, а также граждане, в том числе уволенные в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, если инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства – за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.
В вышеуказанных случаях гражданин вместо документа о внесении платы, предъявляет документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
По каждой административной процедуре установлен срок на её осуществление, который сотрудники загса неукоснительно соблюдают.
Так, для регистрации рождения, установления отцовства и материнства, регистрации расторжения брака по решениям судов, вынесенных до 01.09.1999 года, регистрации усыновления установлен срок два дня со дня подачи заявления, а в случае запроса сведений или документов из других органов загса – 1 месяц.
Внесение исправлений, дополнений, изменений в записи актов гражданского состояния согласно Указу осуществляется в течение 10 дней со дня подачи заявления, а в случаях необходимости запроса документов из других органов загса этот срок увеличивается до 3-х месяцев.
10 дней отводится законом для рассмотрения заявлений о восстановлении и аннулировании записей актов гражданского состояния.
На выдачу повторного свидетельства о рождении при наличии в отделе загса соответствующей записи акта гражданского состояния законом отводится 7 дней , а при отсутствии такой записи в архиве загса и необходимости пересылки заявления в другой орган загса – 1 месяц.
Согласно закону регистрация перемены фамилии, собственного имени, отчества должна быть произведена в течение 2-х месяцев со дня подачи гражданином соответствующего заявления.
Выдача справок о рождении и смерти для получения пособия производится в день регистрации рождения или смерти.
Регистрация смерти производится в день обращения, если это не требует запроса сведений и (или) документов из других государственных органов, иных организаций. При этом срок исполнения процедуры продляется до одного месяца.
Выдача справок, содержащих сведения из записи актов гражданского состояния, о записи акта гражданского состояния, об отсутствии записи акта о заключении брака, извещений о регистрации расторжения брака, об отсутствии записи акта гражданского состояния согласно закону должна производится в течение 3-х дней со дня подачи заявления при наличии в отделе загса соответствующей записи акта гражданского состояния. При необходимости проведения соответствующей проверки это срок продляется до 7 дней, а при отсутствии в архиве загса соответствующей записи и необходимости пересылки заявления в другой орган загса – 1 месяц.
Для регистрации заключения брака установлен минимальный срок со дня подачи гражданами заявления – 15 дней и максимальный срок – 3 месяца. День регистрации брака назначается с учётом пожелания вступающих в брак и возможностей загса произвести регистрацию в данный день.
В процессе организации приема граждан для наиболее полного учёта их пожеланий отдел загса находит новые формы работы. Так, на регистрацию брака в отделе загса практикуется предварительная запись. Молодые люди могут предварительно записаться на любой день и удобное время, а за три месяца до регистрации брака подать заявление. В настоящее время более 70 пар использовали своё право на предварительную запись на регистрацию брака, что позволило провести торжество в удобные для молодых людей день и время.
Следует отметить, что установленные законом сроки выполнения административных процедур никогда не нарушаются, все посетители отдела загса получают документы в день обращения, кроме случаев запроса необходимых сведений из других органов загса.
По рассмотрении заявлений граждан отдел загса принимает одно из следующих административных решений:
- об отказе в приёме заявления;
-об осуществлении административной процедуры;
-об отказе в осуществлении административной процедуры.
Согласно Закону, должностное лицо органа загса, отказавшее гражданину в принятии заявления либо в осуществлении административной процедуры, по письменному заявлению гражданина в установленный срок выносит соответствующее административное решение и разъясняет порядок его обжалования. При несогласии с принятым административным решением гражданин вправе обжаловать его в административном (несудебном) порядке. Административная жалоба может быть подана в течение одного года со дня принятия административного решения и должна соответствовать требованиям по форме и содержанию, установленным законодательством.
Административное решение органа загса может быть обжаловано:
в главное управление юстиции облисполкома, Минского горисполкома, если иное не установлено Кодексом о браке и семье Республики Беларусь (далее Кодексом) – решение отдела загса местного исполнительного и распорядительного органа, Дома (Дворца) гражданских обрядов городского исполнительного комитета, поселкового, сельского исполнительного комитета;
в главное консульское управление Министерства иностранных дел Республики Беларусь, если иное не установлено Кодексом, - решение консульского учреждения, дипломатического представительства Республики Беларусь в случае выполнения им консульских функций;
в суд - решение главного управления юстиции облисполкома, Минского горисполкома, главного консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь.
Отдел загса строит свою работу таким образом, что за все время работы отдела загса по заявительному принципу «одно окно» не было ни одного отказа в принятии заявления и отказа в осуществлении административной процедуры.
В соответствии с Указом Президента работники отдела загса проводят с гражданами разъяснительную работу о принципах деятельности органов загса на основе заявительного принципа «одно окно», что позволяет гражданину не только знать свои права и обязанности при совершении административных процедур, но и со знанием использовать правоустанавливающие документы, полученные в органе загса.
Более трех тысяч административных процедур было совершено в отделе загса Смолевичского райисполкома только в первом полугодии 2011 года. За каждой выполненной процедурой стоит человек с его проблемами, правами.
Отдел загса строит свою работу на принципах ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к людям. Каждый обратившийся в отдел загса гражданин получает не только квалифицированную юридическую и практическую помощь, но и внимательное и доброжелательное отношение, полное и всестороннее рассмотрение проблемы, с которой обратился гражданин, а в необходимых случаях — также практическую, а порой и психологическую помощь в возникших жизненных ситуациях.
И, как результат, - за многие годы на работу отдела загса не поступало жалоб.
И.В.ШАРПОВА, начальник отдела загса Смолевичского райисполкома.
Информацию читайте в номере 206 – 207 от 7.09.2011 г.