Республиканское общественное объединение «Белорусское казачество» осуществляет свою деятельность в нашей республике уже шестнадцатый год. В 1995 году оно было зарегистрировано в Министерстве юстиции и благословлено его Высокопреосвященством Филаретом, митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Вся работа проводится в тесном контакте с государственными структурами и православной церковью.
Казачество — это братство людей, объединенных особым состоянием духа, нравственности и морали. Целью его является возрождение социально-культурного слоя казачества в нашей республике на основах православного христианства, патриотизма, служения Отечеству, преданности белорусскому народу. Воспитание молодежи в духе и традициях казачества, в духе преданности своей Родине и её Президенту позволит вырастить поколение белорусов – казаков, которые, как и их славные предки, будут с честью служить своей Отчизне – Республике Беларусь.
Одну из ближайших к нам организаций казачества — Жодинский городской казачий отдел — возглавляет председатель Совета старейшин РОО «Белорусское казачество», Жодинский городской казачий атаман Валерий Михайлович Шигаев.
О том, как живут современные казаки и состоялась наша с ним беседа..
— Валерий Михайлович, как давно функционирует Жодинский казачий отдел и сколько в нем человек?
— Жодинскому городскому казачьему отделу уже шесть лет. Первым казаком в Жодино стал я. Был приписан к Борисовскому отделу, а затем мы создали свою городскую организацию. Сейчас у нас полный курень (отделение воинского стана у запорожских казаков (позднее — в украинском войске), единица административного деления – от авт.), так как недавно мы приняли в свои ряды нового казака.
— Для того, чтобы войти в ряды вашей организации, нужно изначально являться потомственным казаком, достичь определенного возраста или существуют какие-то другие, скажем так, критерии?
— Что касается состава нашего куреня, то я по происхождению донской казак. Хорунжий Степан Жирносек — из сибирских казаков. Александр Пожитков — из оренбургских. В нашем отделе и двое его сыновей: Виктор и Михаил, который, как я уже говорил, недавно пополнил наши ряды.
Казаком может стать любой гражданин нашей республики, который считает себя таковым, прежде всего, по духу, и признает наш устав. Кроме этого, он должен быть православным. Ну и нужно получить две рекомендации от членов нашего общества, пройти трехмесячный испытательный срок.
А определенных возрастных рамок у нас нет, кроме того, что казаком можно с тать по достижении тринадцатилетнего возраста. К слову, самому молодому нашему казаку — 23 года. Мне — 70.
— Много ли молодых людей, подростков изъявляют желание стать казаком или просто интересуются казачеством?
— У нас есть такое понятие, как кадет. Всех желающих приобщиться к нам мы с удовольствием принимаем, поддерживаем. Кадетские классы открыты в Борисове, Минске… Мы должны готовить из них патриотов нашей страны, верующих людей с твердыми моральными принципами. С ребятами проводятся различные дополнительные занятия: по строевой подготовке, уставу. Наш верховный атаман повторяет: «Если мы с вами, Валерий Михайлович, хоть по одному ребенку оторвем от улицы, от безделья, хулиганства — это будет прекрасно». И мы стараемся как можно больше общаться с молодежью, по возможности подтягивая ее в наши ряды.
— Сохраняются ли воинские звания у тех, кто вступил в казачество?
— У нас чины, а не звания. И мы можем присваивать на один чин выше армейского звания. Повелось это еще с давних пор, и по сей день традиция сохраняется. Форма у нас установленного единого образца. Погоны в чем-то похожи на современные, но есть и отличия. Две лычки, как у младшего сержанта — чин младшего урядника. Две звездочки, как у лейтенанта — хорунжий, одна — подхорунжий, три – сотник, четыре (как у капитана) – подъесаул, без звезд одна полоса — есаул, два просвета и три звезды – войсковой старшина, без звезд два просвета – полковник. В царские времена при получении старшего офицерского чина (есаул) казаку давалось дворянство, а войсковой старшина уже имел право на дворянство, причем потомственное.
— Есть ли в вашей организации смолевичане или жители района?
— Пока нет, но мы очень надеемся, что в скором времени появятся: в наши планы входит знакомство и, надеемся, тесное сотрудничество с различными службами и организациями Смолевиччины.
— В восприятии многих людей у казака непременно должна быть лошадь…
— Лошадь для казака — первый друг. Своего конного клуба в Жодино нет, но он есть в Борисове, и мы посещаем его: скачем, катаемся. Детям это особенно нравится. Контакты с организациями из других регионов у нас налажены хорошо, ведь не зря у нас и выражение такое есть «братья-казаки».
— Вы называете прием в ряды казачества «версткой» казака. Что подразумевает под собой это понятие?
— Верстка — это принятие казаком казачьего слова, или присяги, обещая быть преданным своей вере, верным Белорусскому казачеству и Отечеству. Проходит все это под сводами божьего храма. В середине весны мы принимали в казаки Мишу Пожиткова, происходило это в храме Святого Архангела Михаила в Жодино. Обряд совершал его настоятель и духовник Жодинского городского казачьего отдела отец Андрей Евдокимов.
А атаман после казачьего слова достает из ножен шашку и символически «крестит» его ею, благословляет на службу. Раньше еще и нагайкой били: чтобы казак помнил, что нужно старших почитать и казачье слово не нарушать. У нас это, конечно, происходило уже вне стен храма.
Тому, кто вступил в Белорусское казачество, вручаются удостоверение и нагрудный знак.
— Женщины, девушки могут стать казачками?
— Конечно. В нашем, Жодинском казачьем отделе их пока нет, но вот начальник финансового отдела Белорусского казачества — женщина. Она в чине полковника.
— В чем Вы видите предназначение современного казачества?
— Военно-патриотическое, духовное воспитание молодежи. В наше время очень важно воспитать настоящих патриотов Беларуси, которые станут опорой нашей страны….
Р.S. Первое появление в здании нашей редакции казака в форме не оставило равнодушным многих: от профессионального интереса разузнать побольше о этом человеке до практически единодушного мнения о том, что форма все-таки украшает мужчину, и что наша современность с ее стилем «унисекс» мальчишек, юношей делает во многом похожими на женщин. Возможно, в определенном возрасте это весело, «модно» и «стильно». Но создать семью, строить отношения, да и в конце-концов принять на работу хочется не мальчонку с накрашенными глазами и ногтями, которому хочется по-матерински подтянуть спущенные до колена штанишки и умыть по-женски накрашенное личико, а серьезного молодого человека, мужчину, защитника, опору… Конечно, для того, чтобы почувствовать себя мужчиной, совсем необязательно одевать военную или казацкую форму. Достаточно просто твердых моральных принципов, бережного и ответственного отношения к своим близким, окружающим, Родине… Хотя бы для начала.
Андрей Евдокимов, Настоятель храма Святого Архангела Михаила, духовник жодинских казаков:
— Казачество всегда было тесно связано с православной церковью, и церковь всегда поддерживала казаков. Казаки — это не только глубоко верующие люди, которые активно участвуют в жизни церкви — принимают участие в крестных ходах, присутствуют на мероприятиях, помогают в других делах, но и патриоты своей страны, верно служащие своей Отчизне, готовые, в случае чего, защищать ее, свой народ ценой собственной жизни.
— Некоторые могут сказать о казачестве, что «взрослые играют в игры»…
— Любой, даже самый благой помысел, конечно, можно исковеркать. Ведь можно «играть» в журналиста, в казака, священника… В этом неправильном отношении ко многим вещам есть определенная опасность. Скажу, что для казаков то дело, которому служат, — дело всей жизни, которому они глубоко преданы. И если, не дай Бог, нашему Отечеству грозила опасность, казаки всегда шли на смерть впереди всех — а это уже не игра. Сейчас, конечно, стало модным пить пиво, часами просиживать в Интернете, не замечая вокруг много положительного, духовного, красивого. А ведь жить не только для себя, нести ответственность за свои поступки должен каждый. Многие молодые люди живут по принципу, столь часто пропагандируемому по телевидению и других СМИ — «расслабься». Но это — путь в никуда. Возрождение казачества — это не возвращение в прошлое. Время идет вперед, а мы можем почерпнуть из прошлого бесценный опыт, взять лучшее, что в нем было. Ведь в первую очередь — это славное прошлое нашей страны, которое мы не должны забывать.
Подготовила Ольга ЦЫБУЛЬКО.
На фото: казаки в церкви; верстка казака.
Фото Дмитрия БУЛАЯ.
Информацию читайте в номере 123 – 126 от 2.06.2012 г.