О героине сегодняшней публикации наша газета писала неоднократно. Казалось бы, что еще можно узнать о человеке, который постоянно находится на виду? Но, побеседовав с заведующим художественным отделением Смолевичской детской школы искусств Натальей Алексеевной Каминской, понимаешь, как мы мало знаем о внутреннем мире человека, о его мечтах, переживаниях, чаяниях. О счастье, личном и творческом мы говорим с человеком, который сегодня учит смолевичских детишек рисовать, раскрывая их художественные таланты.   

 

Женщины сегодня наравне с мужчинами трудятся в самых различных сферах. И не просто трудятся. Они добиваются значимых результатов в работе, общественной жизни. При этом, не забывая про свою семью.

Кто они – современные женщины-руководители? Что лежит в основе их успешности? Как они достигают поставленных задач, о чем мечтают, чем гордятся? Об этом и не только наш новый проект «Опять 25!», в котором наши землячки, которые смогли реализовать себя на профессиональном поприще и сегодня занимают руководящие должности в организациях, учреждениях, общественных объединениях района, ответят на 25 вопросов журналиста нашей газеты.

О героине сегодняшней публикации наша газета писала неоднократно. Казалось бы, что еще можно узнать о человеке, который постоянно находится на виду? Но, побеседовав с заведующим художественным отделением Смолевичской детской школы искусств Натальей Алексеевной Каминской, понимаешь, как мы мало знаем о внутреннем мире человека, о его мечтах, переживаниях, чаяниях. О счастье, личном и творческом мы говорим с человеком, который сегодня учит смолевичских детишек рисовать, раскрывая их художественные таланты.   

  

1. – Наталья Алексеевна, как думаете, откуда у Вас талант художника?  

Мне кажется, каждый человек уже рождается с определенным талантом. Только один его открывает в течение жизни, а другой – не знает, с какой стороны к нему подойти. Он чувствует, что способности есть, а раскрыть их не получается. Возможно, не встретился в жизни педагог, который смог бы подсказать, как двигаться в нужном направлении, или родители не разглядели эти способности. Сегодня в своей практической деятельности, как педагог, я вижу, нужно ребенку заниматься рисованием либо нет, пригодится ему это в жизни, станет ли для него профессиональным поприщем или останется на уровне увлечения. Что касается моего таланта, возможно, он от родных, которые немного рисовали. В любом случае, считаю, талант нужно развивать, поддерживать, стоит чаще хвалить ребенка. Похвала в творчестве – обязательна. Меня, сколько себя помню, мама всегда хвалила, всем показывала мои рисунки. Это уже сейчас, с высоты своего возраста, понимаю, может, эта похвала была не всегда заслуженной. Но уже тогда я задумывалась, правда, я такая талантливая или нет?

2. – Как складывался Ваш путь в профессию педагога? 

С раннего детства я видела себя педагогом. Живя во дворе, где было много детей, я всегда ими командовала, а сейчас удивляюсь, почему меня все слушали? Вспоминаю, как во дворе мы организовывали концерты, я рисовала объявления, и все вокруг знали о мероприятии, приходили к нам. Педагогическое начало во мне, наверное, с того времени. Плюс ко всему у меня было много кукол, я их усаживала по парам, делала им тетрадки, за них писала, ставила оценки. Похоже, уже с детства мне был предначертан путь в педагоги.
3. – Трудно ли сегодня быть педагогом художественного отделения?

 – Наверно, легче, чем педагогом точных наук. Когда я вижу заинтересованность детей, мне хочется передать им все то, что я знаю и умею. У меня крылья вырастают за спиной, когда я учу ребенка рисовать и вижу, что он понимает, чего я от него хочу. Благодаря накопленному опыту, сразу отметаю все лишнее и понимаю, что мне требовать от него.  Стараюсь больше разговаривать с детьми, приводить примеры из жизни, основываясь на их таком небольшом опыте, чтобы ребенок чувствовал себя свободно, уверено. Это что касается подготовительных классов. В процессе обучения в рамках художественного отделения детской школы искусств приходится быть более требовательным, ведь мы работаем на образовательный результат.

4. – Художник, педагог, заведующий художественным отделением, жена, мама, бабушка, – есть ли еще какая-то сфера, где хотелось бы себя проявить, реализовать?

– Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. В детстве я долгое время занималась танцами. В молодости писала стихи, думала, что буду заниматься этим и дальше. Но этот творческий поэтический период закончился. Еще занималась в театральном кружке и, нужно сказать, мне безумно нравилось. Наверное, именно в этой сфере мне хотелось бы себя реализовать. А еще – научиться играть на фортепиано. Но, к сожалению, в силу внешних обстоятельств не сложилось. Я год проучилась в музыкальной школе, но у родителей не получалось меня туда отвозить. Так моя мечта зажглась и погасла. Правда, я отвела душу, когда мои девочки учились играть на этом инструменте. Но мое творческое начало реализовалось в другом ключе, видимо, так было нужно.

5. – Не мешает ли творческая деятельность педагогической работе? Времени хватает на все? 

 – Хватает. Когда по дому сделана вся работа, наступает время для творчества. Нередко, это бывает ночью, когда меня ничто не отвлекает. Душа куда-то улетает, муза рядом, и я начинаю творить. Тогда за час могу написать картину, выплеснуть на холст свои мысли и остаться довольной собой. А бывает, купишь холст, и он на стене долгое время висит абсолютно нетронутый, пока не придет вдохновение. Я не могу взять и заставить себя писать, хотя иногда такое случается. Просто меня сбивают с толку, приводят в тупик конкретные задания. Мне все равно хочется выйти за рамки, написать что-то необычное. Творческая деятельность очень помогает педагогической, особенно теперь, когда у нас появился пленер «Лето в провинции», который стал находкой для педагогов, поскольку нам всегда не хватало времени писать. Время от учебы, когда ты только учился художественному мастерству и часто брал в руки кисть, все дальше и дальше, а теперь все время уходит на педагогическую деятельность. Поэтому летнее время, когда мы встречаемся с педагогами на пленэре, является большой отдушиной и способствует занятиям творчеством. Писать хочется и для зрителей, чтобы и родители воспитанников видели мои работы. Последняя выставка для меня была чем-то невероятным, столько пришло родителей, коллег, жителей района, чтобы увидеть мои работы. Это очень подстегивает к тому, чтобы быть хорошим педагогом. К слову, у меня в планах написать хорошую обучающую программу для детей, поскольку этих программ вообще нет. Словом, все, что я делаю, взаимосвязано.   

6. – Есть ли что-то, чему бы Вы хотели еще научиться?

 – Да. Правильно разговаривать на родном языке. Всегда получаю удовольствие, когда слышу правильную белорусскую речь. Еще хотелось бы освоить несколько различных техник в изобразительном искусстве. Ведь, когда приезжаешь на пленэр и видишь, как пишут твои коллеги, а ты даже и не представлял, что так можно работать, сразу хочется всему этому научиться. Когда моя дочь училась в колледже на декоративно-прикладном отделении, я поняла, что многого еще не умею, что это очень интересно и увлекательно. 

7. – Как Вам удается восполнять потерянные силы, энергию, избегать выгорания?

– В творчестве. Когда я пишу и мне все удается, это сравнимо с двумя неделями отдыха. Положительный настрой также дают встречи с родными и друзьями, общение с мамой и моей старшей сестрой Ириной. Если компания по душе,  мы хорошо друг друга чувствуем и понимаем, восстановление сил проходит быстро и легко. К примеру, с бывшими одноклассниками мы встречаемся несколько раз в году, поем, смеемся, разговариваем по душам, заряжаемся позитивом и бодростью.

8. – Способны ли Вы принимать критику в свой адрес? Как реагируете на замечания?

– Болезненно, если критика, на мой взгляд, несправедлива. Это, наверное, особенность творческих натур.  Правда, иногда хочется слышать критику или дельный совет в творческой деятельности, особенно, если тебя постоянно хвалят.  Еще обижаюсь, если слышу критические замечания от близких людей, наверно, просто хочется, чтобы они больше тебя хвалили.

9. – Если сказать коротко: «Счастье – это…»

–  О своем счастье я даже и не думаю. Один монах однажды мне сказал, что, если у тебя большая семья или ты в семье имеешь значимый вес, на тебе все держится, тогда для всей семьи счастье – это ты, чтобы ты был здоров. Для меня счастье – это, когда все мои близкие, любимая мама, дети, живы и здоровы, и у них все хорошо. 

10. – В чем секрет Вашего терпения и трудоспособности? 

– В воспитании.  Я привыкла все анализировать, что происходит в жизни, в отношениях между людьми, – это тоже учит терпению.  Стараешься своим поведением быть примером для своих детей. Восстановление сил в творчестве способствует трудоспособности. Особенно, участие в выставках, когда ты видишь реакцию людей, подпитываешься этим, ведь творческий человек должен работать не для себя, не в стол.

11. – Как бы Вы определили свое предназначение в этом мире?

– Когда-то в молодости подружка, имея определенные способности, сказала, каково мое предназначение. Как, оказалось, – помогать старикам и детям. И, если я не реализую себя в этом, то не перейду на следующий жизненный уровень. У меня в жизни так все и складывается. Меня всегда окружают дети, с самых ранних лет. В последнее время вокруг меня сплачиваются и старики, я их жалею, мне хочется им помочь. Так что я на своем месте и этим очень довольна.

12. – Ваше любимое занятие в свободное время?

– Конечно, творчество. Мечтаю, чтобы у меня в городе была своя мастерская, где я смогла бы отвлекаться от всего мира, черпать вдохновение и творить. Там бы хранились мои картины. К сожалению, пока такого уголка у меня нет. И, конечно же, мечтаю о современной художественной школе, оборудованной всем необходимым, где каждый желающий смог бы научиться рисовать. К сожалению, сейчас в художественное отделение мы не можем принять всех желающих. Хочется, чтобы было все необходимое для работы, большие площади, современные техники и оборудование.  

13. – Ваши любимые цветы?

– Ромашки и ирисы, – эти цветы лучше всяких роз, они такие живописные. Я вообще люблю цветы, когда дети дарят их на праздники, готова окунуться в них, вдыхать аромат.

14. – Ваш характер соответствует Вашему знаку зодиака? 

– Полностью. Мой знак зодиака – Телец, но Телец я домашний. Я люблю уют, люблю его создавать. Это очень добрый и позитивный знак. Еще я верю в магию чисел. Я родилась 25 апреля и в сумме этих чисел получается семерка.  К слову, это число мне часто встречается в жизни.

15. – Что способно тронуть Вас до слез? 

– Признаться честно, в  последнее время, многое. Могу даже смотреть передачу и прослезиться.  Вообще, трогательных моментов в жизни хватает, когда невольно подступают слезы.

16. – Ваш девиз?

 – На самом деле, он прост: «Творить всегда, творить везде!» Я в каждом дне стараюсь находить время для творчества. Только тогда считаю, что день не прошел даром. Стараюсь, чтобы каждый день, хотя бы немного, но был затронут творческой ноткой, ругаю себя, если этого не получается.

17. – Самые привлекательные черты личности в Ваших глазах?

 – Искренность. Когда ты разговариваешь с человеком и чувствуешь фальшь в разговоре, видишь неискренность в его глазах, к нему сразу пропадает интерес. Моя мама, например, любит красивых людей, чтобы, глядя на них, глаз  радовался. А я, напротив, люблю людей красивых внутренне, для меня их душевные качества важнее.

18. – Вы творческий человек? 

– Абсолютно во всем.

19. – Вы верующий человек? 

– Да. Я очень люблю бывать в Ляденском монастыре, часто туда езжу, душой я вся там. Мне нравится общаться с монахами, видеть их участие и понимать, что они созданы для того, чтобы  отдавать человеку свои знания о Боге, вере, передавать свое спокойствие, давать утешение. Иногда мне кажется, случись в жизни определенные обстоятельства, я могла бы в этой тихой обители жить, молиться, писать. Еще я тесно общаюсь с отцом Иоанном Ясюкевичем, настоятелем прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Озерицкая Слобода, если мне нужно задать ему вопрос, касаемый религии, я ему звоню и получаю исчерпывающий ответ. У него такая богатая натура, с ним хочется делиться переживаниями, разговаривать о Боге.

20. – Как  Вы относитесь к быту? У Вас остается время на ведение хозяйства? 

– Я не могу начать работать, если нет порядка. Как человек творческий, вокруг себя я очень быстро создаю беспорядок, но работать в нем не могу, мне не комфортно. Стараюсь, чтобы всегда и везде был порядок, и детей этому учу. Что касается времени на ведения хозяйства, то его достаточно. Иногда даже ругаю себя за то, что не могу его правильно распределить. Недавно узнала о том, чтобы использовать время рационально, нужно написать с утра пять дел, которые необходимо сделать за день. Теперь я всегда так делаю, если не пять, то хотя бы три задачи на день ставлю. А потом думаю, это было дело или только начало, или, допустим, убрала в доме – это дело или можно считать как несколько дел?

21. – Ваше любимое блюдо? 

– Мое любимое блюдо – драники. Я их просто обожаю. Еще люблю блюда из творога, практически через день делаю запеканку, и, конечно, конфеты «Рафаэлло», против которых просто не могу устоять.

22. – Что Вы знаете об истории своей семьи?

– Мне очень хотелось бы узнать корни своей семьи. Все, что я могла узнать от родителей, узнала, использовала Интернет, общалась с родственниками. Но, к сожалению, информации немного, во время войны были утеряны многие документы. А ведь фамилии как моя девичья, так и по мужу, достаточно распространенные, может где-то еще есть наши родственники.

23. – Кого Вы считаете своим примером, учителем в профессии?

– Первым человеком, кто дал  мне элементарные художественные знания, показал, как правильно рисовать людей, лица, была моя любимая сестра Ирина. В школе им стала талантливый педагог Александра Иосифовна  Мартинкевич, открывшая мне двери в мир искусства рисования. До сих пор помню, как мы рисовали сливы, и она учила нас правильно смешивать акварельные краски. Для меня это было настоящим открытием. Сегодня, когда учу детей смешивать цвета, всегда вспоминаю тот момент и думаю, что сейчас они открывают для себя что-то новое. Позже, конечно, были учителя, среди которых – известный белорусский художник Игонин, у которого мне удалось немного поучиться, в институте это был известный акварелист Александр Федорович Карпан. Мои первые живописные работы создавались под влиянием художников-передвижников Коровина, Поленова.  

24. – Что успели бы сделать за 60 секунд?

 – Попросить у всех прощение, кого обидела. Недавно узнала о болезни близкого человека и подумала над тем, что оставался бы у меня один день, чтобы я за это время сделала? Решила, что вспомнила бы всех людей, которых вольно или невольно обидела, и попросила бы прощения. Надеюсь, они прочитают эту статью и простят меня.   

25. – Что значит для Вас город Смолевичи и его жители? 

– Я в этом городе родилась. Когда мои родители уехали отсюда и некоторое время жили в Украине, я так скучала по своей малой Родине. Это такое щемящее чувство, когда ты спишь и видишь дорогие сердцу места, природу. Представляю, если бы я уехала жить куда-то за границу, уверена, что просто бы не смогла там, меня бы все время тянуло назад. Поэтому для меня Смолевичи – самое родное и близкое сердцу место. Мне так хочется, чтобы город становился еще красивее, лучше. А еще, хочется оставить здесь добрый след. И, чтобы каждый, кто здесь живет, думал также, как я. Чтобы жизнь не проходила впустую, чтобы каждый его житель отдал городу частичку себя, оставил после себя что-то памятное. Я люблю свой город и его жителей, пусть он еще долго живет и процветает! К счастью, мне по жизни встречаются добрые и отзывчивые люди, и встречи с ними я постоянно держу в памяти. Я всегда встречаю людей с улыбкой и буду надеяться на взаимность!

Беседовала Н. ТЫШКОВСКАЯ.