18 декабря 2020 года в Национальном банке Республики Беларусь состоялся финальный этап VII республиканской олимпиады по финансовой грамотности среди учащихся учреждений общего среднего образования.
Формирование финансовой грамотности способствует стимулированию интереса школьников к изучению финансово-экономических вопросов, повышению потенциала учащихся в этой сфере, закреплению их базовых финансовых компетенций, необходимых для успешной и благополучной жизни в будущем.
Олимпиада по финансовой грамотности проводится по инициативе Национального банка Республики Беларусь совместно с Министерством образования Республики Беларусь.
На всех этапах олимпиады задания централизованно разрабатывает Национальный банк Республики Беларусь; задания утверждаются председателем организационного комитета по подготовке и проведению олимпиады; состоят из 30 вопросов (задач) в форме тестов, где включены вопросы на знание теории, по темам, без которых невозможно разумное финансовое поведение в современном обществе, — личные финансы, наличные деньги, сбережения, заимствования, цифровой банкинг, страхование, налоги, инвестиции и др., а также математические вычисления по финансовой тематике.
Работу с учащимися по формированию базовых компетенций по финансовой грамотности начала в 2016/2017 учебном году на факультативных занятиях «Основы финансовой грамотности», занятия посещали учащиеся 8-ых — 9-ых классов.
В первый год изучения «Основ финансовой грамотности» на районном этапе республиканской олимпиады по финансовой грамотности двое учащихся девятых классов были удостоены Дипломов III степени, в 2018/2019 году учащаяся 9 класса (посещавшая второй год факультативные занятия) и учащийся 11-го класса стали победителями второго этапа олимпиады и достойно представили Смолевичский район на третьем (областном) этапе олимпиады. Уже в 2019/2020 учебном году на втором (районном) этапе олимпиады победителями вышли все трое учащихся средней школы №2 г. Смолевичи; на третьем (областном) этапе Шеремет Иван, учащийся 10 «А» класса, занял первое место, и на заключительном (республиканском) этапе в Национальном банке Республики Беларусь – второе место.
При отборе учащихся, посещающих факультативные занятия «Основы финансовой грамотности» в 8-ых – 9-ых классах и «Основы экономических знаний» в 10-ых — 11-ых классах, для подготовки к олимпиаде преимущество отдаю учащимся, которые свободно включаются в решение задач по финансовой математике. Как правило, это ребята, имеющие хорошие математические задатки, чаще всего уже с 8 класса — участники олимпиады по учебному предмету «Математика». Подготовка к олимпиаде — это не только 45 минут факультативных занятий раз в неделю, это еще обязательных 30-50 минут самостоятельной работы в день по поддержанию в актуальном состоянии ранее усвоенного материала.
Подготовка к олимпиаде — это новый образ жизни, интересный и захватывающий! При отборе учащихся на олимпиаду по финансовой грамотности у педагогов есть завидное преимущество: эта олимпиада по срокам проведения не совпадает с республиканской олимпиадой по учебным предметам. Именно поэтому есть прекрасная возможность работать с высокомотивированными учащимися, перед которыми не стоит дилемма, в какой олимпиаде участвовать.
По каждой из олимпиадных тем («Личные финансы», «Наличные деньги, деноминация», «Сбережения, вклады (депозиты)», «Заимствования», «Цифровой банкинг», «Деятельность Национального банка, монетарная политика», «Страхование», «Налоги и сборы», «Инвестиции, ценные бумаги» и «Финансовая математика») три года назад по материалам Единого интернет – портала финансовой грамотности сделала отбор необходимой информации в формате информ-дайджестов и «вопрос-ответ». В итоге получился сборник практических материалов для подготовки к олимпиадам. В план подготовки к олимпиаде обязательно включаю анализ олимпиадных заданий прошлых лет с ключами; учу ребят видеть логику олимпиадных заданий (не удивляйтесь, она там есть), ведь структура заданий (тем) практически неизменна. При таком аналитическом подходе сделала с учащимися выборку тех источников, на которые ссылается разработчик заданий — Национальный банк Республики Беларусь. Так вышла на практическую отработку статей Банковского кодекса, Налогового кодекса, Декрета Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики», Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь «О порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата» № 103 (пункт 10), п. 2 Указа Президента Республики Беларусь № 530 «О страховой деятельности», многочисленных других нормативных документов.
Так, на протяжении 3-х лет сформировалась просто замечательная команда единомышленников: Мария Радюк, Диана Бабицкая и Иван Шеремет (на фото). Этим ребятам было все по плечу! А уж как интересно мне было с ними работать!
Выполняя олимпиадные задания, учу ребят думать нестандартно; чтобы развить гибкость мышления, вывожу их из «зоны комфорта». Критическое мышление развивается тогда, когда у учащихся естественным образом возникают вопросы по предложенной информации, это означает, что мозг работает добросовестно, пытается связать услышанное с прежними знаниями или усомниться в отдельных фактах. Умение логически мыслить также появляется благодаря тренировкам. Спустя два года работы в таком режиме, когда разбирали материал, вопросы уже «сыпались градом»! Во время тренировочных каникулярных сборов практикую не индивидуальные занятия, а занятия в команде: чтобы лучше запомнить и усвоить новый отработанный материал, предлагаю учащимся сделать кластеры по вновь изученному материалу. Командная работа дает прекрасные результаты с точки зрения психологического комфорта для учащихся, когда они должны быть готовы «отключиться от окружающего мира» на время олимпиады: есть только задания и он – наш «олимпиадник».
По факту наши учащиеся имеют возможность принимать участие в разноформатных мероприятиях по повышению своей финансовой грамотности; в течение учебного года только за 2019 год приняли участие в 4-х этапах республиканской олимпиады по финансовой грамотности, Межрегиональной олимпиаде по финансовой грамотности «Юный финансист» для учащихся VII -XI классов учреждений общего среднего образования Республики Беларусь, организованной Инновационным образовательным интернет – порталом «ЯКласс» совместно с ЗАО «Альфа – Банк» (Диплом III степени), стали финалистами VI Конкурса выпускников школ «Финансовая и цифровая грамотность поколения Z», организованного Ассоциацией Белорусских банков и Экономическим факультетом БГУ.
Человек, который уверен в своем будущем, будет успешным и всегда будет чувствовать себя эмоционально и материально комфортно. И поэтому наши дети достойны того, чтобы знать, как рационально, грамотно, уверенно и практично пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Успехов, уважаемые коллеги!
Светлана СЛИЖЕНКОВА, учитель истории и обществоведения ГУО «Средняя школа №2 г. Смолевичи», отличник образования Республики Беларусь,
Фото из архива школы.