В последнее время очень актуальной является тема использования в пищу генетически модифицированных продуктов (ГМП). И пока ученые всего мира спорят о вреде и пользе этих продуктов, миллионы людей уже употребляют их, пребывая в счастливом неведении.

В последнее время очень актуальной является тема использования в пищу генетически модифицированных продуктов (ГМП). И пока ученые всего мира спорят о вреде и пользе этих продуктов, миллионы людей уже употребляют их, пребывая в счастливом неведении.

Генетически модифицированные продукты создаются методами генной инженерии. Этот метод позволяет вводить в геном растения, животного или микроорганизма фрагмент ДНК из любого другого организма с целью придания ему определенных  свойств. Например, томаты получили ген морозоустойчивости от арктической камбалы, картофель получил ген бактерии, чей яд смертелен для колорадского жука, рис получил ген человека, отвечающий за состав женского молока, который делает злак более питательным.

Экспериментальное создание генетически модифицированных продуктов началось еще в 70-е годы ХХ века. В 1992 году в Китае  стали выращивать табак, устойчивый к пестицидам. В 1994 году в США появились генетически модифицированные помидоры, устойчивые к транспортировке. С этого времени производство ГМП набирало обороты и сейчас мы можем встретить генетически модифицированную сою, кукурузу, рис, картофель, помидоры, рапс, сахарную свеклу, пшеницу, горох, подсолнечник, папайю, хлопок, табак, коров с повышенной жирностью молока, лосося, который может жить как в соленой, так и в пресной воде, и многих других организмов.

Нужны ли нам генетически модифицированные продукты?

Это спорный вопрос. Сторонники ГМП утверждают, что генная инженерия спасет растущее население земли от голода, ведь генетически модифицированные растения могут существовать на менее плодородных почвах и давать богатый урожай, а затем долго храниться.

Для многих вопрос о генной инженерии носит нравственный характер. Научный интерес толкает генетиков на создание таких мутантов, как, например, светящийся в темноте кролик, получивший от медузы ген, отвечающий  за  флуорисценцию. Многие люди считают подобные опыты насилием над природой.

Британский ученый Арпад Пуштаи проводил эксперименты, давая крысам в качестве корма трансгенный картофель. На основании  своих наблюдений  ученый установил, что употребление этого продукта негативно сказалось на иммунной системе крыс, вызвало аномальное изменение кишечника, болезни печени, почек, головного мозга. Подобное заявление ученого вызвало волну протеста, после чего он был уволен из научно-исследовательского института. Его коллега, Стэнли Юэн, перепроверил результаты и подтвердил их.

Выращивание и употребление в пищу генетически модифицированных продуктов сопровождается несколькими рисками. Экологи опасаются, что генетически измененные формы могут случайно проникнуть в дикую природу, что приведет к катастрофическим изменениям в экосистемах.

Например, при  перекрестном опылении сорняки могут получить от ГМП ген устойчивости к вредителям и пестицидам. Тогда размножение сорняков будет неконтролируемым. Саморегуляция в экосистемах нарушится. Сорняки вытеснят многие виды, неспособные к конкурентной борьбе с ними, и займут огромные территории, которые будут постоянно расширяться.

Кроме экологических рисков, связанных с проблемами выращивания ГМП, существуют пищевые риски. Употребление трансгенного продукта, полученного пересадкой гена бразильского ореха в ДНК сои, вызвало у многих людей аллергические реакции на чужеродный белок. Сорта растений, устойчивые к пестицидам, (соя и кукуруза) могут накапливать вредные вещества и вызывать отравление при употреблении их в пищу.

Сейчас многие страны используют ГМП. Среди них США, Канада, Китай, Австралия, Аргентина, Мексика, Уругвай. В Швейцарии же был проведен референдум, и эта страна официально сказала “нет” трансгенным продуктам. США является крупнейшим производителем ГМП, ведь 80 процентов продуктовых товаров США были изготовлены с использованием генетически модифицированных ингредиентов (ГМИ).

ГМИ входят в состав многих продуктов питания. Например, ГМ-кукуруза добаляется в кондитерские и хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки. ГМ-соя входит в состав рафинированных масел, маргаринов, выпечки, соусов для салатов, майонезов, макаронных изделий, вареных колбас, кондитерских изделий, белковых биодобавок, кормов для животных и даже детского питания. Из сои получают эмульгаторы, наполнители, загустители и стабилизаторы для пищевой промышленности.

Современные биотехнологические компании, занимающиеся производством трансгенных продуктов, развиваются стремительными темпами. Остановить производство, в которое были вовлечены огромные инвестиции, практически невозможно. Многие известные компании используют ГМИ: Coca-cola, Pepsi Co (Pepsi, 7UP), Nestle (Nesquik, Kit-Kat), Mars (Snickers, Twix, Milki Way), Ungle Bens, Kellog’s (сухие завтраки).

Т.СОСНОВСКАЯ, врач-гигиенист Смолевичского РГЦГЭ.

Информацию читайте в номере 247 – 248 от 27.10.2010 г.