С 1 января 2014 года в работе Государственных нотариальных контор произойдут существенные изменения, так как 27 ноября нынешнего года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко подписал Указ №523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь». Цель данного документа – повышение статуса нотариуса и его роли в обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Что изменится в работе практикующих нотариусов и чего ожидать нам, гражданам, их клиентам? С этими и другими вопросами корреспондент «КС» обратился к заведующему Государственной нотариальной конторой Смолевичского района Валентине Сергеевне ЖУРОМСКОЙ.
— Какие изменения коснутся такого важного для граждан и государства института?
— Нотариат поменяет вывеску. С нее уберется слово «государственный». При всех изменениях, которые граждане и не заметят, сохранятся социальная ориентированность нотариата и его доступность. Сохранятся графики работы нотариальных контор.
Изменится статус нотариата.
—Государственные и частные нотариусы будут наделены единым статусом. Поясните, пожалуйста.
— Насколько мне известны последние данные, то в нашей стране государственных представителей нашей профессии более 800, небюджетных, то есть физических лиц, юристов, которые получили лицензии на право заниматься нотариальной деятельностью, — около 45. Небюджетные нотариусы появились в 1993 году, когда в Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза, государство делегировало им некоторые свои функции. Для граждан документы государственных и небюджетных нотариусов имели равную юридическую силу. При этом государственные нотариусы финансировались из бюджета, а небюджетные осуществляли свою деятельность за счет взысканного нотариального тарифа. Иначе говоря, мы начинаем не с чистого листа, уже есть 10-летний опыт деятельности небюджетного нотариата.
Нотариат будет единой системой, которая строится на принципах самофинансирования и саморегулирования. Это общемировая практика.
— За кем сохраняются полномочия по государственному регулированию в этой сфере и кто будет осуществлять методическое руководство и координацию работы?
— Министерство юстиции сохранит полномочия по государственному регулированию в этой сфере. Методическое руководство и координация, организация самоуправления возложены на Белорусскую нотариальную палату. Например, одной из задач, поставленных перед Нотариальной палатой, будет формирование социального фонда, средства которого будут финансировать работу нотариусов в одних регионах за счет других.
— Валентина Сергеевна, как часто граждане обращаются к нотариусу? В каких случаях? Сколько посетителей в месяц вы в среднем принимаете?
— Услуги нотариуса востребованы, социально значимы и доступны. Такими они были, такими и останутся. А спектр услуг очень широк. Это сделки любого свойства, связанные с отчуждением имущества, транспортных средств, недвижимости и предметов обихода, это завещания, различного рода доверенности, заверение копий документов и подлинности подписи и верности перевода документов с одного языка на другой, брачные контракты, договоры займов и многое другое. В среднем за месяц мы осуществляем около 150 действий.
— Как новшества скажутся на стоимости услуг?
— Сразу скажу, что если для граждан что-то изменится, то только в лучшую сторону. Нотариусы не устанавливают тарифы, так что граждане не пострадают – в этом я уверена точно. Ставки государственной пошлины за услуги установлены Налоговым кодексом. Кроме того, взыскиваем тариф за оказание дополнительных услуг: подготовку проектов договоров, консультирование, техническое оформление документов… Его размер устанавливает Правительство.
Кроме того, очень многие нотариальные действия имеют льготы. И они сохранятся.
— Спасибо за беседу.
М.МЕРКУЛЬ.
На снимке: Валентина Сергеевна Журомская.
Фото Александра ВОЛОДЬКО.
Подробную информацию читайте в номере 291 – 292 от 11.12.2013 г.